Миф как форма культуры

Исследование мифа как формы культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культурологии. Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Гегель, Фрейд, Юнг, Фрэзер, Леви-Брюль, Леви-Стросс, Лосев.

Факт - миф в начале истории.

Есть два крайних отношения к миру - как к «чужому» и как к «своему». Современный человек не боится «чужого», объективного, внечеловеческого, он научился покорять его. Способом выживания первобытного человека стало чувство его породненности с грозными природными стихиями. «Первый шаг - очеловечивание природы. С безличными силами и с судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам. Но... если повсюду в природе тебя окружают существа, известные тебе из опыта твоего собственного общества, то ты облегченно вздыхаешь, чувствуешь себя как дома среди жути....А может ты даже и не беззащитен, ведь почему бы не ввести в действие против сил внешней природы те же средства, что и в обществе людей - умилостивить, подкупить, заклясть...»(Фрейд)

Однако современный человек разделяет природные и смысловые характеристики вещей, тогда как в мифе они отождествлены. «Миф -царство всеобщего оборотничество: вещь не только вещь, но одновременно и одушевленное существо; животное - и добыча и священный дух; солнце - и огненный шар и грозный бог» (Леви-Брюль).

Миф - это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.

Миф - проекция человеческой души вовне, в космическое целое. И человек не царь природы, а ее часть. Миф не призван давать объективную картину мира, призван придавать миру смысл. Миф как отрицание индивидуальности и свободы, т.е. способ консолидации индивида с общиной, которая воспринималась как часть обожествленной природы. Каждый человек отождествлял себя с обществом, порядок которого был не менее священен. чем порядок природы. Миф упорядочивал человеческую жизнь, но делал это за счет тотального подчинения человека коллективу. Законы коллектива не записаны на бумаге, они неотделимы от жизни как священная данность, выраженная в церемониях и ритуалах.

Любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза людей и богов. Например, инициации, т.е. посвящения в полноправные члены общины, где юношей подвергают испытаниям на смелость и выносливость. Однако с теми, кто был хотя и храбр, но проявлял излишний скептицизм или самостоятельность суждений, во время этих церемоний как правило случались непоправимые несчастья. Миф руками вождей и старейшин избавлялся от тех кто не вписывался в его тоталитарную структуру; стабильность общества достигалась за счет консервации сложившихся в прошлом порядков.

Функции, которые выполнял миф теперь выполняются религией, искусством и философией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: