Циклические модели социокультурной динамики

Циклическая повторяемость – закон природы, поэтому циклические теории существования мира и человека являются самыми древними, восходящими к мифологической картине мира. По отношению к культуре, мысли о циклической повторяемости, определенном жизненном круговороте от рождения до смерти высказывались в древнегреческой и древнекитайской философии. Естественная повторяемость в смене династий и форм государственного правления виделась и средневековым мыслителям, и европейским просветителям, противопоставляющим ее примитивной линейной интерпретации истории.

Первое научное обоснование идеи культурного развития человечества как смене повторяющихся циклов изложено в работе итальянского мыслителя 18 века Джамбаттисты Вико. Вико считал, что исторический круговорот, который проходят все нации, включает в себя три сменяющих друг друга эпохи: божественную, героическую и человеческую. Совершив огромный временной круг, пройдя все ступени от варварства до цивилизации, нации вновь возвращаются к исходному, чтобы начать новый цикл. «Век богов» – догосударственное состояние культуры, когда представления фиксируются в мифах, а обществом руководят жрецы и служители культа. «Век героев» характеризуется государственным устройством, который отражен в героическом эпосе – воспевании подвигов людей, наделенных божественной властью. «Век людей» – демократическое государство или монархия. Для этой эпохи характерно осмысление мира в историографии, миф и эпос уступают место науке, философии и искусству. Завершение цикла кризисно, оно знаменует распад сложившейся культуры, традиционных общественных отношений. На смену старой, отжившей культуре приходит новая, и все начинается с начала.

Законы циклического развития культуры Н.Я Данилевского

Одним из фундаментальных исследований, основанных на идее цикличности, является уже упомянутый труд Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». Основной задачей Данилевского было объяснение роли славянского мира в истории, но особый интерес в его работе представляет идея циклического развития. Данилевский сформулировал пять законов исторического развития, обосновывающих эту идею.

1. Всякое племя или группа народов, говорящих на одном или близких языках, составляют самобытный культурно-исторический тип.

2. Для зарождения и развития цивилизации, свойственной самобытному культурно-историческому типу, необходимо, чтобы принадлежащие ему народы пользовались политической независимостью.

3. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии других цивилизаций.

4. Цивилизация, свойственная любому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны составляющие ее этнографические элементы (этнические группы, обладающие своеобразной культурой).

5. Ход развития культурно-исторических типов можно сравнить с процессом развития многолетних одноплодных растений, у которых период роста неопределенно продолжителен, а цветение и плодоношение (расцвет культуры) относительно коротко и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Следовательно, если рассматривать развитие культур с точки зрения Данилевского, понятия «стадия развития», «уровень развития» применимы только в отношении каждой отдельной культуры, а не культуры человечества в целом – такого понятия не существует. Значит, культурный прогресс не имеет линейного характера, потому что, по мнению ученого, он тогда давно бы прекратился: ведь человек не может развиваться бесконечно, тогда он перестал бы быть человеком. Как пишет Данилевский, «прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человека, исходить в разных направлениях». Именно в таком смысле Данилевский выделяет сменяющие друг друга в истории предварительный, одноосновный, двуосновный типы культур. Каждое новое «поколение» культур развивает большее количество видов человеческой деятельности, и именно в этом состоит движение истории.

Теория циклического развития культуры О.Шпенглера.

Самым известным трудом, содержащим теорию циклического развития культуры, является книга немецкого культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1914).

Основная идея Шпенглера – дискретность, прерывность истории, круговорот локальных, ограниченных в пространстве и времени культур. Культуры понимаются Шпенглером как живые существа высшего порядка. Они зарождаются неожиданно, вырастают, подобно цветам в поле, будучи абсолютно изолированными, лишенными общих связей. Жизненный цикл каждой культуры с неизбежностью заканчивается смертью.

Шпенглер называет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, арабскую, западно-европейскую и культуру майя. Каждая культура имеет свою душу, например, душу античной культуры Шпенглер называет «апполоновской», арабской – «магической», европейской – «фаустовской», указывая на символический смысл культуры, ее уникальную первооснову. Все, что культура воспринимает от другой, она перерабатывает в своем стиле и ритме, делая своей собственностью. Культуры самодостаточны, и диалог между ними невозможен. Западная душа отделена от восточной непреодолимой пропастью, им никогда не понять друг друга. Все, что создает человек, имеет смысл только в рамках конкретной культуры, конкретного типа мироощущения. Единства человечества, по мнению Шпенглера, не существует, всемирная история – это европейская иллюзия. Каждая культура имеет свои древние и средние века, новое и новейшее время.

Проводя аналогию между культурой и живым организмом, Шпенглер выделяет следующие, общие для всех культур, стадии развития, образующие законченный цикл. «Детство» культуры или «весна» - период хаоса и накопления сил, в этот период культуры почти неотличимы, но в них уже зреет индивидуальность, неповторимость. Второй период – «юность» или «лето». Это расцвет культуры, период интенсивного роста и развития всех особенностей культурной души. «Зрелость» или «лето» культуры означают период полной реализации всех заложенных в ней возможностей. «Старость» или «зима» - время, которое Шпенглер называет «цивилизацией». На цивилизационной стадии духовная жизнь замирает, вера падает, искусство вырождается и торжествуют материалистические взгляды. Цивилизация по Шпенглеру – переход от творчества к бесплодию, механической работе, она предшествует окончательной гибели культуры.

К наиболее известным циклическим концепциям развития культуры относятся также теория круговорота локальных цивилизаций А.Дж.Тойнби и теория этногенеза Л.Н.Гумилева. В этих теориях значительное внимание уделяется субъектам культуры – особым людям, творческим личностям, которые в определенные периоды истории возвышаются над «инертным большинством», увлекая его своими идеями. В какой-то момент истории культуры происходит «надлом», угасание творческой энергии меньшинства, власть переходит к нетворческому большинству, и происходит разложение, а затем гибель культуры. Рождается другая культура, цикл развития повторяется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: