При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2,5% валового национального продукта.
Занятость надо рассматривать в числе важнейших социальных явлений, а происходящие в ней процессы - в числе фундаментальных, т.к. эти проблемы касаются самой материальной основы всех явлений и процессов общественной жизни - производства.
Только эффективная, продуктивная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ.
Из этого следует, что в ряду социальных явлений, которые в основной своей массе имеют потребительский характер, занятости как категории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место. И намечая меры социальной политики в сфере занятости в первую очередь следует сконцентрировать внимание на вопросах повышения ее продуктивности, эффективности. Но как раз с этой стороны проблемы занятости почти не решаются. Как показывают данные научных исследований мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития.
|
|
Попытки добиться устойчивой минимизации безработицы, оперируя только методами так называемой "активной политики занятости" (общественные работы и другие формы временной занятости, переподготовка кадров,субсидирование создания новых рабочих мест, сохранение занятости за счет компенсационных выплат и субсидий к зарплате работникам видимой части скрытой безработицы (в качестве фактора, сдерживающего ее перелив в открытую форму) профилактика и ликвидация последствий массового высвобождения путем: а) тщательного подбора вариантов трудоустройства; б) опережающего профобучения высвобождаемых работников) по сути своей не могут обеспечить сколько-нибудь устойчивого результата.
Очевидно, что принципиальное решение проблемы возможно только на путях, обеспечивающих положительную динамику рабочих мест. Только на этой базе можно создать условия для надежной и устойчивой минимизации безработицы, да и решения более широких экономических задач.
Заметим, что при внешней схожести российская безработица принципиально отличается от аналогичного явления в странах Запада. Наше хозяйство, при всех его несовершенствах, свободно от главного фактора, порождающего на Западе ограничения занятости - от исчерпанности емкости рынка. Оценка емкости нашего рынка товаров и услуг свидетельствует о серьезных резервах. Поскольку насыщенность рынка товаров и услуг в России еще далека от нормативной, сохраняется объективная возможность наращивания объемов производства, а следовательно - наращивания рабочих мест - а следовательно, и возрастания спроса на труд (емкости рынка труда). Значит, возможно расширение объемов занятости, которое позволит устойчиво минимизировать безработицу.
|
|
Реализация перспектив развития занятости, основанная на идее вторичности рынка труда и зависимости его от рынка товаров и услуг предполагает и проведение соответствующей экономической политики, важнейшими направлениями которой видятся следующие:
1. Повышение уровня оплаты труда как фактор роста спроса на товары и услуги и соответствующее повышение возможностей роста производства и импорта.
2. Антимонопольные меры как фактор создания конкурентной рыночной среды и формирования доступных цен на товары и услуги.
3. Налоговая реформа и доступность кредита как фактор нормализации инвестиционного климата.
4. Контроль над соотношением импорта и внутреннего производства как фактор максимизации создания рабочих мест при расширении емкости рынка.
5. Ориентация маркетингового исследования рынка товаров и услуг на учет уровня потребления в сопоставлении с рациональными нормами как метод научно-обоснованного определения степени действительного насыщения рынка товарами и услугами.
6.Защита от рэкета как фактор создания цивилизованного рынка.
7. Разработка методики определения влияния расширения емкости рынка товаров и услуг в регионах на динамику рабочих мест и изменение емкости рынка труда и соответствующих рекомендаций по маркетингу рынка труда и направлениям подготовки и переподготовки кадров в регионах.
Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.
При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.