Задания. 1. Озаглавьте текст, выделите основную мысль, составьте план текста

1. Озаглавьте текст, выделите основную мысль, составьте план текста.

Осознание общественной важности литературного языка и тревога о его судьбах естественно ведут к формированию целенаправленной языковой политики. Это звено современного научного мировоззрения принято называть учением о культуре речи. Культура речи включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знание и соблюдение языковых норм, во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания. Она предполагает, таким образом, не только правильное, но и уместное использование языковых средств в определенной речевой ситуации.

Борьба за культуру речи всегда ведется как бы на два фронта: против тех, кто безоглядно засоряет литературный язык ненужными и даже вредными новшествами, и против тех, кто упорно противится всему новому, но в то же время прогрессивному и полезному. Позитивная программа языковой политики и совершенствования речевой культуры может быть сформирована только на основе спокойного и вдумчивого исследования, объективно-исторического анализа конкретных языковых фактов.

Все это имеет прямое отношение к преподаванию русского языка в школе. Нет необходимости доказывать, как велика роль школы в повышении культуры речи, в усвоении норм литературного языка, особенно сейчас, в период всеобщей перестройки идеологического воспитания. (К.С.Горбачевич).

2. Из перечисленных ниже слов и устойчивых сочетаний публицистического характера выделите единицы с положительно-оценочной и отрицательно-оценочной окраской.

Люди доброй воли, стоять на страже, марионеточное правительство, делец, водрузить, хищники капитала, мирное сосуществование, трудовая вахта, желтая пресса, чинить препятствия, разбушевавшиеся молодчики, доблестный защитник, оголтелая политика, воротила, толстосум, маяки производства, бряцать оружием, беспредел продолжается, делать ставку на…, правящие круги, преклонить колена, сыны Отечества, тризна по павшим героям, пособник, приспешник

3.Прочитайте текст, произведите его стилистический анализ, укажите средства связи предложений в тексте.

Какое отличное утро смотрит нам в лицо; как красивы и праздничны даже эти дымящиеся, с красными флагами пламени берлинские развалины – в час, когда в них вступает Свобода!

Совесть в нас чиста. Потомки не упрекнут нас в равнодушии к их жребию. Вы хорошо поработали, труженики добра и правды, которых фашизм хотел обратить не в данников, не в рабов, даже не в безгласый человеко-скот, но в навозный компост для нацистского огорода… Слава вам, повелители боя, сколько бы звезд ни украшало ваши плечи; слава матерям, вас родившим, слава избам, которые огласил ваш первый детский крик; слава лесным тропкам, по которым бегали… ваши босые ножки; слава бескрайним нивам, взрастившим ваш честный хлеб; слава чистому небу, что свободно неслось в юности над головами вашими!... Живи вечно, мой исполинский народ, ликуй в близкий теперь день торжества великой правды, о которой в кандалах, задолго до Октября, мечтали твои отцы и деды!

(Леонов Л. Утро победы).

Литература

1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2003.

2. Горшков А.И. Русская стилистика. М.,2001.

3. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. М., 2008.

4. Накорякова К.М. Литературное редактирование. М., 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: