Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах - жанрах. Традиционно публицистические жанры делятся на информационные (заметка, репортаж, интервью, отчёт.), аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор.) и художественно-публицистические (очерк, эссе, фельетон, памфлет.).
В публицистике принято выделять следующие подстили:
- газетно-публицистический подстиль является обычным для создания статей, информационных заметок, очерков, интервью;
- агитационный подстиль существует для создания воззваний, призывов, листовок;
- официальный политико-идеологический подстиль функционирует, например, в правительственных постановлениях; - массово-политический или ораторский подстиль объединяет тексты публичных – обращённых к многочисленной аудитории – выступлений (выступления на собраниях и митингах политического характера).
Особенности лексики ПСР
В основе лексики публицистического стиля лежит лексика нейтральная. Помимо нее: имеет ярко выраженную
- лексика, имеющая эмоционально-экспрессивную окраску;
- некоторые слова приобретают стилистическую окраску, если употребляются в переносном значении
- общественно-политическая лексика (демократия, общество, гражданин);
- оценочная лексика (слова с положительной оценкой: актив, милосердие; слова с отрицательной оценкой: насаждать, расизм);
- клише (резкая критика, горячая поддержка);
- штампы (коренные преобразования, радикальные реформы);
- книжная лексика, имеющая торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску
- терминология (гвардия, инвестиции, линия огня, прямая наводка, мониторинг, стратегия).
- архаизмы (лекарь, барыши);
- разговорная лексика (коммунальщики, шумиха);
- жаргонные и просторечные элементы (забегаловка, запросто);
- иноязычные слова и элементы;
- аббревиатуры
- сложные слова (широкомасштабный, автомобилестроение).