Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Исходя из понятия «коммуникативная ситуация» проанализируйте стилистику реплик и обращений

Задание 1. Исходя из понятия «коммуникативная ситуация» проанализируйте стилистику реплик и обращений.

Известный государственный деятель Франции Шарль Морис Талейран-Перигор был не только искусным дипломатом, но и большим знатоком этикета. Вот что он писал с иронией по поводу обращений к представителям высшего света. К наследному принцу: «Ваше Королевское Высочество, могу ли я с выражением моего глубочайшего почтения предложить Вам несколько кусочков мяса?». К герцогу: «Мосье, разрешите мне предложить Вам порцию мяса?». К маркизу: «Маркиз, могу я отрезать для Вас кусок мяса?». К барону: «Барон, Ваше мясо!». К секретарю: «Мясо, мой друг».

Задание 2. На основе анализа реальных текстов а) охарактеризуйте ситуацию общения; б) определите социокультурные, демографические, психофизиологические, личностные признаки говорящего; в) попытайтесь определить автора того или иного текста. Какую роль в выполнении этих задач играет коннотация?

1) Я думаю, что эмиграция шла по индивидуальным причинам, но в целом вызвана она была духовными катаклизмами в нашей стране… Надеюсь, что русская эмиграция войдет в русло нашей общей национальной жизни. Сегодня я не вижу в этом глубоких противоречий. Нет никаких оснований для противостояния.

2) Недавно я оказалась не на высоте. Один географ пишет книгу о русских в Африке. Он позвонил мне и попросил рассказать. Он, словом, сказал, что пишет книгу (и хочет там написать о Николае Степановиче). А я, оказывается, так не люблю экзотику, так не люблю, что вытеснила все из памяти. Так, немножечко, я ему рассказала, а подробностей никаких не помню. А у них ничего нет, все потеряно, уничтожено.

3) У меня есть книжка, которую сумасшедший писал! Хотите в коллекцию? Право, я таких дураков никогда не читывал! «Логико-грамматические и философско-идеологические этюды Студентского»… не с Канатчиковой дачи? А? Непременно приобретите! Точку, видите ли, он рекомендует через 23 и 5/10 слова один раз ставить, запятую каждые семь слов, а восклицательный знак – на полях. Мне ведь на книгах не спать, я их продаю, а вы в цене упираетесь. Подарить уж что ли вам? Этакую ерундистику.

4) Жаль. Разве узнаешь, кто – кто. А хотелось бы. Если даже морду не бить, то хоть знать, кому руки не подавать. Впрочем, кое-кого вычислить можно. Ибо именно на деталях прокалываются преступники, в том числе и самые высокопоставленные. Уж не уплыли ли материалы втихаря от всевидящей «конторы»?

5) Жили они очень скромно, но все-таки Александра Николаевна, хотя она говорила сама, что она плохая хозяйка, но она всегда что-то или пекла, или было какое-то печенье… бутерброды какие-то, чай. Никогда никакого спиртного. Тогда вообще не считалось даже и ну не то что пристойным, а ну просто не было такого узуса.

6) Я в девках-то первой бес была, писен много знала, на вечеровишшах всегда затягалой была. Замуж вышла в свою же деревню – жись-то шибко не повезла, робятишок одной приштелося ростить, да я не согнулася: кто, брат, умеет писни петь, тот умеет горе мыкать. Раньше к обедне ходили снарядны: пару надевали, у кого есть, надевали платки злизами. Платок злизами – такой жо платок шелковой; етот платок он на свет токо злизами. Да еще старой подовинник сватался ко мне: мне двадцати не было, а ему уж 30; старым подовинником звали этих-ту робят. Я ему и скажи: «Ты, старой подовинник, не дозорь меня и не ухаживай». Большего-то хозяйства у нас не было. Како-то у отца все оскотье было: то корову убьет, то лошадь падет; подъело подколенные жилы – записались на хутор. Когда я замужью-то пошла, дак тогда только мануфактура начала проклевываться, уж с год ле че ли с мужем-то жила.

7) Я выпил свой чай. Налейте, пожалуйста, чай бывшему Гете. Мой организм подточен. Вчера, когда вставал с постели, у меня вдруг хлынула из носу кровь с молоком;

Если ты будешь ругать йогов, я пририсую к Рабле усы и, проходя мимо монголобурятского общежития, сделаю неприличный жест;

Я уважаю Н. М., а А. Н. и А. В. люблю. Так за больным Н. М. я, наверное, не стал бы ухаживать, а за теми стал; Телефон у меня простой – 32-08 - запоминается легко: 32 зуба и 8 пальцев.

Для справок. Из статьи журналиста А. Минкина в журнале «Столица»; из последнего интервью академика А. Д. Сахарова; из разговоров обэриута Д. Хармса; из рассказов А. Ахматовой; из рассказов доктора филологических наук, профессора Т. Г. Винокур; из речи книжника старой Москвы; из рассказов пермской крестьянки.

Задание 3. О приближении Наполеона к Парижу газеты писали в течение ста дней. Определите коммуникативный фактор, который изменил стилистику заголовков французских газет. Определите роль коннотации в заголовках.

1) Корсиканское чудовище высадилось в бухте Хуан; 2) Людоед идет в Грасау; 3) Узурпатор вошел в Гренобль; 4) Бонопарт занял Лион; 5) Наполеон приближается к Фонтенбло; 6) Его Императорское Величество ожидается завтра в своем верном Париже(Из книги В.Тарле «Наполеон»).

Задание 4. Определите жанровую специфику СМК: телевидение, радио, газеты различного толка, журналы (деловые и развлекательные), Интернет.

Задание 5. Определите жанровую специфику научной, художественной, разговорной речи. Какие жанры исчезли, а какие появились в современном языковом пространстве? Объясните причины «умирания» и «возрождения» различных жанров в разных видах речи.

Задание 6. Определите соотношение эпистолярного жанра и жанров общения в Интернете. Чем они похожи и чем различаются? Аргументируйте свой ответ.

Задание 7. В рекламных текстах (тема 6 задание 5; тема 7 задание 4; тема 17 задание 4) определите конситуацию. Объясните причины появления тех или иных видов коннотации в каждом рекламном тексте в зависимости от реальной и моделируемой в тексте конситуации.

Задание 8. Определите жанровую специфику текста (тема 9, задание 6). Укажите референты-субъекты и референты-объекты высказывания. На основании коннотаций определите социокультурные, демографические, психофизиологические, личностные признаки говорящего.

Задание 9. Соотнесите правила поведения в одном из Интернет-чатов[1] с русским коммуникативным поведением. Определите сходства и отличия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: