Содержание учебной дисциплины

Содержание дисциплины составляют основные разделы: введение в стилистику, лексическая и фразеологическая стилистика, стилистика частей речи, синтаксическая стилистика и др. В каждой части излагается теоретический материал, даются практические советы и рекомендации, тексты для анализа, задания для самостоятельной работы, литература (библиографический список составлен таким образом, чтобы студенты и после изучения курса могли находить в предлагаемых изданиях ответы на возникающие у них вопросы). Для полноты изложения и лучшего усвоения материала предусмотрены семинары, на которых студенты занимаются освоением стилистических норм литературного языка; овладевают навыками создания текстов разной стилистической направленности (основное внимание уделяется текстам официально-делового стиля).

Распределение учебного материала по разделам и темам

Раздел I. Введение в стилистику

Тема 1. Стилистика как учебная и научная дисциплина

Предмет стилистики. Понятийный аппарат стилистики. Цели и задачи стилистики. Классификация стилистических дисциплин. Теоретическая, практическая, историческая и сопоставительная стилистика. Необходимость изучения практической стилистики для будущих юристов. Стилистика по отношению к другим гуманитарным дисциплинам.

Тема 2. История становления стилистики

История становления стилистики как научной дисциплины. Значение античных теорий языка и стиля для развития стилистики в наше время. Соотношение стилистики и риторики. Формирование научной стилистики
в ХХ в.

Тема 3. Функциональные стили литературного языка (и речи)

Функциональные стили литературного языка (и речи): разговорный, официально-деловой, газетно-публицистический, научный, художественный (стиль художественной литературы).

Основные признаки, по совокупности которых определяется стиль: цель общения, набор языковых средств и формы (жанры), в которых он существует.

Раздел II. Лексическая и фразеологическая стилистика

Тема 4. Смысловая точность речи

Требование смысловой точности речи. Поиск нужного слова. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Стилистическое использование многозначности слова. Стилистические функции омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Стилистическая оценка заимствованных слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: