Гражданское общество: становление и развитие теории

Категория "гражданское общество" исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества всегда так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Так, в Древнем мире этому объективно служила теория эйдоса (идея государства) Платона. Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: "...Закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех..."1. На данном этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с государством. Это продолжалось достаточно длительное время и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений (примитивные формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений, огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной структуры).

Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых на гражданское общество. На рубеже XVI—XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Ш. Монтес-

1 Цицерон. Диалоги. М., 1966. С. 24.

Гражданское общество: понятие, признаки, структура.

Гражданское общество, по Гегелю, представляет собой опосре­дованную трудом систему потребностей, которая покоится на двух составляющих - отношениях собственности и формальном ра­венстве людей. Гражданское общество, полагал Гегель, является продуктом современности, античность не знала ничего подобного

Современное гражданское общество - это общество с развитой системой рыночных отношений и надежными социаль­ными гарантиями.

Развитое гражданское общество и правовое государство фор­мируются при условии ориентации на социальную справедли­вость, освобожденную от крайностей эгалитаризма. Эгалитари́зм (фр. égalitarisme, от égalité — равенство) — концепция, предлагающая создание общества с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам всем его членам. Противоположность элитаризму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: