Студент должен знать:
- принципы прогнозирования и профилактики конфликтов в социальной работе
- технологии предупреждения конфликтов в социальной работе.
- условия эффективного разрешения конфликтов в социальной работе;
- мягкие и жесткие техники решения конфликтных ситуаций;
- виды, функции, особенности протекания переговорного процесса в социальной работе;
- понятие «медиаторства», основные техники медиатора.
Студент должен уметь:
- прогнозировать развитие конкретного конфликта; предлагать программы профилактики конфликта на различных уровнях (личностном, организационном, государственном).
- осуществлять рефлексию собственных установок в конфликте;
- владеть навыками конструктивной критики;
- предлагать техники разрешения конкретного конфликта;
- использовать технологии консенсуса и компромисса.
Содержание:
Тема 8. Определение понятия «управление конфликта». Прогнозирование. Предупреждение или стимулирование конфликта. Регулирование конфликта. Разрешение конфликта. Принципы управления конфликтами. Специфика управления конфликтами в сфере социальной работы. Модели управления развития конфликтов в социальной работе.
|
|
Тема 9. Прогнозирование и профилактика конфликтов в социальной работе.
Сущность прогнозирования и профилактики конфликтов. Объективные и организационно-управленческие предпосылки предупреждения конфликтов. Баланс взаимоотношений и профилактика конфликтов. Методы прогнозирования, профилактики и минимизации конфликтов в социальной работе.
Тема 10. Предупреждение конфликтов в социальной работе. Технология предупреждения конфликтов в социальной работе. Изменение своего отношения к проблемной ситуации. Процесс воздействия на поведение оппонента. Психология конструктивной критики. Методы психокоррекции конфликтного поведения. Оптимальные управленческие решения и предупреждение конфликтов. Предупреждение конфликтов и стресс.
Тема 11. Разрешение конфликтов в социальной работе. Конструктивное разрешение конфликтов. Формы, результаты и критерии завершения конфликтов. Условия и факторы разрешения конфликтов в социальной работе. Стратегии и способы разрешения конфликтов. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их разрешению. Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы. Эмпатия. Юмор.
Тема 12. Медиаторство в социальной работе. Необходимость медиаторства в конфликте. Результативность медиаторской деятельности. Навыки посредничества для профессионалов. Этика регулирования конфликтов социальным работником.
Тема 13. Технология переговорного процесса. Сущность, виды и функции переговоров. Динамика переговорного процесса. Технологии консенсуса и компромисса.
|
|
Рекомендуемая литература по теме:
- Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2003. Глава 5-8.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002. Глава 31. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Главы 33-34. Глава 32. Технология предупреждения конфликтов. Глава 35. Предупреждение конфликтов и стресс. Глава 37. Медиаторство и регулирование конфликта. Глава 38. Переговоры по разрешению конфликтов. Раздел VIII. Разрешение конфликтов.
- Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М.: Инфра-М, 2001. Раздел III. Глава 5.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2004. Гл.9-10.
- Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2002. Глава 10. Предупреждение конфликта. Глава11. Разрешение и ослабление конфликтов.
- Емельянов С. Практикум по конфликтологии. СПб., 2003. С.77-83 (Понятие управления). Тема 7. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.
- Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. С.145-164.
- Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. М.: Экзамен, 2004. Раздел 2. Методы и приемы управления конфликтом. Раздел 3. Консультационная помощь в конфликте.
- Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. Глава 4. Переговоры как способ переконструирования конфликта.
Практическая работа № 12 по теме«Разрешение конфликтов с участием третьей стороны»
Практическая работа № 13 по теме«Эффективное общение»
Лабораторная работа № 4 по теме «Вербальная коммуникация в конфликте» (ответы на фразы)
Лабораторная работа № 5 по теме «Невербальная коммуникация в конфликте (доминирование)»
Лабораторная работа № 6 по теме «Разрешение ситуационных задач» (конфликтные ситуации студентов)
Лабораторная работа № 7 по теме «Техники управления эмоциями»
Самостоятельная работа:
1) привести пример конфликтной ситуации и предложить формы его предупреждения на разных уровнях;
2) описать параметры коллектива, по которым можно спрогнозировать развитие конфликтной ситуации;
3) предложить способы разрешения конкретных конфликтных ситуаций;
4) составить памятку руководителю по предупреждению и разрешению конфликтов в коллективе.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002. Глава 31. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Главы 33-34.