1. Во взаимосвязи культуры с обществом главным является трактовка культуры как:
а) преобразованной природы;
б) как искусственной среды обитания;
в) как ценностно-нормативного основания совместной жизни;
г) как системы образования и воспитания.
2. Культура является манифестацией мирного разума в учении:
а) Г. Гегеля;
б) И. Канта;
в) Л. Уайта;
г) О. Конта.
3. Какое суждение наиболее верно: разнообразие культур определяется …
а) уровнем научно-технического развития;
б) типом социально-экономического устройства;
в) опытом совместного существования.
4. Консолидирующие ценностно-нормативные аспекты совместной жизни людей изучает:
а) социология;
б) культурология;
в) психология.
5. Организационно-функциональные аспекты совместной жизни людей изучает:
а) психология;
б) социология;
в) культурология.
6. Историческая типология культуры исследуется:
а) историей;
б) социальной культурологией;
в) культурной семантикой;
г) социологией.
Тема: Методология исследования культуры в современных культурологических концепциях
|
|
1. Кто является основоположником цивилизационного подхода к объяснению культуры:
а) Данилевский;
б) Сорокин;
в) Вебер;
г) Тойнби.
2. Что такое цивилизация, с точки зрения О. Шпенглера:
а) вся культура, созданная человечеством;
б) культура, созданная одним определенным народом;
в) завершающая стадия в развитии культуры;
г) высшая стадия в развитии культуры.
3. Какой фактор является определяющим в развитии культуры с точки зрения З. Фрейда:
а) инстинкт самосохранения;
б) инстинкт продления рода;
в) воля к творчеству;
г) воля к власти.
4. Что такое этология:
а) наука, изучающая поведение человека как биологического существа;
б) наука, изучающая поведение человека как общественного существа;
в) наука, изучающая поведение животных в естественных условиях;
г) наука, изучающая поведение животных, общающихся с человеком.
5. Кому принадлежит термин «символическая Вселенная»:
а) Уайту;
б) Леви-Строссу;
в) Кассиреру;
г) Лотману.
Тема: Культура как система ценностей
1. Ценности – это:
а) окружающие человека предметы и явления;
б) образы предметов в сознании человека;
в) характеристика субъектно-объектных отношений;
г) значение чего-либо для человека.
2. Массовую культуру характеризуют признаки:
а) индустриально-коммерческий тип производства культурных благ;
б) высокое мастерство и профессионализм;
в) глубина затрагиваемых социальных проблем;
г) ориентация на отдых и развлечение.
3. Что из нижеперечисленного можно отнести к нормам:
а) требования поступать определенным образом;
б) образцы поведения;
|
|
в) запреты;
г) привычки;
д) идеалы;
е) законы.
4. Специализированная культура подразделяется на уровни:
а) обыденный;
б) кумулятивный;
в) трансляционный;
г) профессиональный.
5. Семантическая функция характеризует культуру как:
а) знаково-символическую систему;
б) нормативную систему;
в) институциональную систему;
г) смыслообразующую систему.
Тема: Культура как знаково-символическая система
1. Наиболее адекватным аналогом целостности культуры являются:
а) язык;
б) символ;
в) знак.
2. Символами могут выступать:
а) только вербальные знаки;
б) вербальные и невербальные знаки;
в) любые предметы.
3. Какое суждение наиболее точно:
а) символ – это знак особого рода;
б) содержанием знака является значение, содержанием символа – смысл;
в) символ – это знак, фиксирующий важную информацию.
4. Наиболее устойчивым и определяющим элементом культуры является:
а) система символов;
б) невербальный язык;
в) естественный язык.
5. Специфичным для человеческого поведения являются:
а) использование информации;
б) способность к символизации;
в) оперирование знаками.
Тема: Субъекты культуры
1. Какое из определенных понятий «народ» следует отнести к культурологии:
а) народонаселение, люди, населяющие определенное пространство;
б) население определенной страны;
в) общность людей, объединенных материальным, социальным и духовным творчеством;
г) общность людей, составляющая низшие слои общества в противоположность элите, власти.
2. Как З. Фрейд определяет понятие «масса»:
а) движущая сила истории и культуры;
б) возврат к примитивному человеку;
в) совокупность граждан той или иной страны;
г) низшие слои общества.
3. Какой фактор лежит в основе типологии личностей:
а) особенности характера;
б) ориентация на специфические ценности;
в) принадлежность к определенной социальной группе;
г) принадлежность к определенной религиозной группе.
4. Что означает понятие «интеллигенция»:
а) самый культурный слой общества;
б) самый революционный слой общества;
в) слой общества, который воплощает и обеспечивает духовную и умственную жизнь общества;
г) самый духовный слой общества.
Тема: Миф и религия в системе ценностей культуры
1. Какое из определений мифа вы считаете правильным:
а) быль;
б) сказка, выдумка;
в) то, чего не было;
г) единство выдумки и реальности.
2. Какое из определений религии вы считаете правильным:
а) вера в Бога;
б) вера в потусторонние силы;
в) вера в сверхъестественное.
3. Какая из перечисленных религий не относится к мировым религиям:
а) христианство;
б) ислам;
в) иудаизм;
г) буддизм.
4. Что из перечисленного можно назвать «светской» религией:
а) вера в научно-технический прогресс;
б) вера в коммунизм;
в) вера в силу искусства («красота спасёт мир»);
г) вера в добрую природу человека (человек по природе добр).
Тема: Культура и современные мировые религии
1. К народно-национальному типу религии принадлежит:
а) буддизм;
б) индуизм;
в) ислам.
2. Какое суждение неверно:
а) мировая религия монотеистична, а этнонациональная политеистична;
б) мировая религия характеризуется ярко выраженной прозелитичностью;
в) мировые религии носят межэтнический характер.
3. Судьба мира в целом в буддизме выражается понятием:
а) сансара;
б) карма;
в) дхарма.
4. Целостность мира в индийской мифологии поддерживается:
а) кармой;
б) дхармой;
в) сансарой.
5. Согласно христианству главным средством борьбы со злом является:
а) любовь;
б) терпение;
в) страдание;
г) всё перечисленное.
6. В православии Святой Дух исходит от:
а) Бога Отца;
б) Бога Сына.
7. Понятие, выражающее предметы веры в исламе, называется:
а) иман;
б) дин;
в) исхан.
Тема: Мораль как гуманистическое основание культуры
|
|
1. Основными понятиями морального сознания являются:
а) долг;
б) красота;
в) вера;
г) добро;
д) смысл жизни.
2. Императивность морали основана на:
а) вере в сверхъестественное;
б) личных убеждениях человека;
в) страхе наказания;
г) общественном мнении.
3. Моральный поступок определяется по:
а) соответствию общепринятым нормам;
б) последствиями;
в) мотивации;
г) цели.
4. Существенным признаком свободы является:
а) осознанием необходимости;
б) отсутствием ограничений;
в) возможности выбора;
г) возможность поступать как хочется.
5. Нравственная культура ХХ века характеризуется:
а) возрастанием индивидуализма;
б) гуманности;
в) агрессивности;
г) ответственности;
д) единства;
е) эгоизма.
Тема: Наука и техника в системе культуры
1. Какой важный фактор бурного развития и техники выделял М.Вебер в за падной культуре:
а) католицизм;
б) протестантизм;
в) общечеловеческие ценности.
2. Какие из перечисленных принципов не присуще науке:
а) рационализм;
б) причинность;
в) критичность;
г) волюнтаризм;
д) субъективизм.
3. Какой подход выводит развитие техники исключительно из её внутренних законов:
а) «ценностный детерминизм»;
б) «технологический детерминизм»;
4. Согласно какому подходу техника возникает из стремления человека защититься от окружающей среды:
а) волевой подход;
б) рациональный подход;
в) натуралистический подход.
Тема: Искусство в системе культуры
1. Что служит формой отражения действительности в искусстве:
а) понятие;
б) норма;
в) образ;
г) догма.
2. Какие виды искусства относятся к пространственным:
а) живопись;
б) музыка;
в) театр;
г) кино;
д) скульптура.
3. Какое направление в искусстве ориентирует эстетическую активность с «творчества» на компиляцию и цитирование, с создания оригинальных про изведений на коллаж:
а) классицизм;
б) постмодернизм;
в) символизм;
г) модернизм.
4. В традициях какого художественного направления работали великие русские писатели и художники: Пушкин, Достоевский, Толстой, Репин, Сури ков, Щепкин:
а) романтизм;
|
|
б) символизм;
в) реализм;
г) модернизм.
Тема: Культура и природа
1. В культурологи природой называется:
а) естественные условия существования человека;
б) материя;
в) Вселенная;
г) человек в его телесности.
2. Какое суждение наиболее точно выражает взаимосвязь природного и культурного:
а) природа и культура – противоположные и взаимосвязанные сферы реальности;
б) природа и культура – формы бытия человека;
в) культура – преобразованная человеком природа.
3. Какой признак характерен для экоцентрического экологического сознания:
а) человек – высшая ценность;
б) сохранение природной сферы для будущих поколений;
в) отказ от иерархической картины мира;
г) природа – объект человеческой деятельности.
4. Отказ от иерархической картины мира как признак экологического сознания означает:
а) признание равнозначности всех уровней бытия;
б) признание единства всех уровней бытия;
в) признание однородности Вселенной;
г) отказ от принципа развития.
Тема: Социодинамика культуры
1. Перекодирование социокультурного содержания из мировоззренческо-научной подсистемы в соционормативную происходит по схеме:
а) образ-действие;
б) понятие-образ;
в) понятие-образ-действие;
г) образ-понятие-действие.
2. Какая из перечисленных целей культурной политики государства является основной, центральной:
а) выражение интересов различных субъектов культуры;
б) максимальное участие культуры в решении социальных проблем;
в) финансовое обеспечение деятельности культурных учреждений;
г) совершенствование системы образования.
3. Решающим фактором в современной теории модернизации является:
а) рост национальной элиты;
б) сочетание традиций и новаций;
в) экономический рост.
4. Главной проблемой глобализации современной культуры является:
а) сохранение национального своеобразия;
б) утверждение системы общечеловеческих ценностей;
в) реализация принципа сотрудничества в межгосударственных отношениях.
Тема: Человек в мире культуры
1. Какое из приведенных ниже определений наиболее полно раскрывает содержание инкультурации:
а) обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре;
б) процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде;
в) целенаправленная передача этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему;
г) процесс усвоению культуры через эмиграцию в страну с другой культурой.
2. К какому типу культуры относится понимание личности как автономного субъекта деятельности:
а) древнегреческой;
б) классической индийской;
в) русской национальной;
г) новоевропейской.
3. В каком типе культуры понятие «телесная красота» предполагало идеальную красоту:
а) в современной западноевропейской;
б) в древнегреческой;
в) в культуре эпохи Возрождения;
г) в культуре эпохи европейского абсолютизма.
Тема: Межкультурные коммуникации
1. Общением называется:
а) процесс обмена информацией;
б) вид коммуникации;
в) социально-психологический аспект коммуникации.
2. Под ритуальной коммуникацией понимают:
а) процесс передачи информации о мире;
б) информацию, включающую этнические предубеждения, стереотипы, пристрастность, предрассудки, обывательское мнение;
в) информацию, выраженную в приказе, совете, просьбе;
г) процесс соблюдения или выполнения социально-предписанного поведения.
3. Какое из определений культурной перцепции является наиболее точным:
а) восприятие традиций своей культуры;
б) восприятие традиций и ценностей чужой культуры;
в) отношение к представителям чужой культуры;
г) оценка данной культуры представителями иных культур;
д) враждебный характер восприятия другой культуры.
4. Этноцентризм – это:
а) оценка чужой культуры через понимание её ценностей;
б) понимание другой культуры с позиций собственной;
в) понимание культуры в её собственном контексте;
г) растворение одного народа в другом.
Тема: Типология культур
1. По структурному признаку выделяют:
а) культуру социальной организации и регуляции;
б) физическую культуру;
в) культуру социальной коммуникации, хранения и накопления информации;
г) экологическую культуру;
д) массовую и элитарную культуру;
е) культуру познания и рефлексии.
2. Цивилизация – это:
а) этап исторического развития;
б) общественно-экономическая формация;
в) обособленные культурно-исторические типы;
г) отдельное общество;
д) материальная культура.
3. Национальная культура возникла:
а) в рабовладельческую эпоху;
б) в первые века нашей эры;
в) в период развития феодализма;
г) в период формирования капиталистических отношений.
4. В конфуцинско-даосистском типе культуры утвержается:
а) смерти нет, есть бесконечная цепь перевоплощений;
б) жизнь человека определяется не судьбой, а кармой;
в) человек должен жить в соответствии с ритуалом;
г) человек должен следовать естественному, необходимом закону природы – дао.
5. Профессиональный тип культуры обусловлен:
а) делением общества на классы;
б) общественным разделением труда;
в) разными способностями людей;
г) общественной потребностью;
д) многообразием видов деятельности.
Тема: Проблема Запад-Россия-Восток в культурологическом аспекте
1. Какие особенности мировоззрения (сознания) характерны в большей мере для европейского типа культуры:
а) традиционализм;
б) антропоцентризм;
в) коллективизм;
г) интуиция, мистика;
д) рациональность;
е) индивидуализм.
2. Кто из ученых, определяя своеобразие культурно-исторического развития России, назвал её «русским Востоко-Западом»:
а) Ключевский В.О.;
б) Трубецкой Н.С.;
в) Бердяев Н.А.;
г) Шпенглер О.;
д) Тойнби А.
3. Представители какого течение русской общественной мысли XIX века отстаивали самобытный путь развития России и русской культуры:
а) западники;
б) евразийства;
в) славянофилы;
г) почвенники.
4. Какие установки и ценности в большей мере характерны для русской культуры:
а) индивидуализм;
б) утилитаризм, расчёт;
в) коллективизм;
г) изоляционизм;
д) бескорыстие, непрактичность;
е) открытость.