Религия и философия в эпоху Возрождения

Прежде всего шаг за шагом философия усиливает свое влияние, и ее голос становится все слышнее в обществе. Традиционное религиозное видение мира не только понемногу сдает свои позиции, но в рядах теологов начинают проявляться определенные расхождения как в интерпретации Священного писания, то есть Библии, так и в отправлении религиозных культов. Вместе с тем, несмотря на эти изменения, религия продолжает оставаться самым влиятельным институтом в духовной жизни общества.

Взаимоотношение религиозного и философского мировоззрений проявился в творчестве Возрождения Николая Кузанского (1401—1464). Важнейшее отличие Кузанского от его предшественников и современников, братьев по вере, состояло в том, что он как бы отождествляет Бога с природой (пантеистический). Бог у него — это полностью бесконечное существо, абсолют, абсолютный максимум. Бог выступает как актуальная, то есть существующая бесконечность, в то время как универсум, мир-бытие всегда чем-то ограничены и в чем-то конкретны, однако его нельзя считать и конечным, поскольку за любой далью у него всегда открывается новая даль. Так, он считал, что если актуальная бесконечность, то есть Бог в целом, непознаваемы с помощью ума, то потенциальную бесконечность — универсум — можно представить такой областью, которая выступает как расширяющееся и углубляющееся познание природы. В учении Кузанского вера продолжает доминировать, но также чуть-чуть приоткрывается пространство для философского осмысления мира.

Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527), две важнейшие идеи, которые серьезно ослабляли позиции богословия и повышали социальное значение науки. Речь идет о решающей роли не веры, а интереса, выступавшего могущественным стимулом во всех проявлениях человеческой деятельности. Создание государства, в действительности, есть результат человеческой деятельности, и Бог к этому не имеет никакого отношения.

Движение, ослабившее позиции римско-католической церкви в Германии, (Мартин Лютер (1483—1546)). Верующий достигает “спасения души” не в силу выполнения различных церковных ритуалов, а благодаря только вере, получаемой человеком непосредственно от Бога. Только личной верой в Бога люди могут приобрести спасение.

Фсвященник Жан Кальвин (1509— 1564). Утверждал, что Христос предопределил события так, что всe люди делятся на избранных и осужденных, человек не может что-либо изменить в своей судьбе после ухода из жизни

Ослабление позиции церкви во всех сферах общественной жизни: государственной, политической, научной, духовной и после многовекового преобладания церковной идеологии освобождали пространство для распространения светских человеческих знаний о мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: