Важные особенности наук о духе (самое главное в сжатом виде)

Как отмечалось ранее, фундаментом привычного для нас облика социально-гуманитарного знания стал принцип разделения всего корпуса знания на науки о природе и науки о духе. Вопрос о том, возможна ли философия как наука, был краеугольным для размыш­лений Канта и в позднейшей неокантианской традиции. Но для не­мецкой философии науки о культуре все-таки продолжали отно­ситься к сфере искусств. «Перевод» их в класс «наук» произошел во 2-й половине XIX в. под непосредственным влиянием позитивизма и марксизма, где социальные и гуманитарные знания стали пони­маться как науки об обществе и мышлении (духе), а история стала их базовым методом и источником эмпирических фактов.

Философский тип вопрошания о генезисе социально-гуманитар­ного знания должен отличаться от исторического, ведь философия не спрашивает «Как?», философия спрашивает «Что?». Что собой представляет такой вид познания? Ответы на этот вопрос могут быть самые разные. В пер­вую очередь ответы будут зависеть от целей и задач, которые мы ста­вим перед этими науками. Также не в последнюю очередь ответы эти будут зависеть и от специфики самих предметов, которыми заняты конкретные социальные или гуманитарные науки. На этих основа­ниях некто может возразить, что такие науки не вполне науки. Если бы история была наукой, то ее не приходилось бы постоянно «пе­реписывать». Если бы социология была наукой, то ее результаты не зависели бы от того, к какой научной школе или политической партии принадлежит исследователь. Лозунг Лейбница «давайте не спорить, а считать» здесь не сработает. Но следует учитывать, что эти возражения сами включены в природу и структуру такого типа знания. То есть форма наук о духе и человеке является предметом этих же наук.

Социально-гуманитарное знание имеет одну важную трансцен­дентальную особенность, которая и определяет всю его специфич­ность: оно является результатом самопознания и самосознания чело­века. Но может ли человек стать для себя предметом? Способен ли он сказать правду о себе? В случае с «науками о природе» такого во­проса возникнуть не может: физика использует метафизическую предпосылку о принципиальной познаваемости неживой природы. Физик в момент эксперимента выступает «природой» для своих объектов, в случае с социальными науками исследователь сам вклю­чен в те процессы, которые изучает в качестве его участника. Исто­рик сам прочитывает историю из определенной исторической точки, которая задает собственные перспективы. Этнограф не просто опи­сывает некую традицию, но, с одной стороны, вносит в процесс опи­сания свою, наполненную собственными «пред-пониманиями» и по­веденческими стратегиями, культуру, а с другой — и сам выступает для «информантов» как «чужой», и, следовательно, ему в любом случае, даже самом удачном, будет показана лишь «лицевая» сторо­на исследуемой культуры. Хотим мы или нет, но мы не можем про­сто сбросить со счетов эти вопросы. Их так или иначе придется ре­шать, и от этого решения будет зависеть, как именно мы станем решать и другие, частные вопросы той или иной отрасли социально-гуманитарного знания.

Внимание! Вопрос составлялся по лекциям и шпорам для студентов философского факультета с привлечением материалов учебников Мамзина и Лебедева. Поэтому может показаться сложновато…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: