Современная культура существует в тисках глобализма и антиглобализма

В последнее время много говорят о глобальной культуре, распространяющейся по всему миру после падения железного занавеса.

Составляющие этой глобальной культуры - интернет, свободный информационный обмен, туризм, и т.д. Фактически, под глобальной культурой чаще всего явно или скрыто, одобрительно или осудительно понимается панамериканизм

С другой стороны, все еще пользуется влиянием концепция многокультурия (multiculturalism), согласно которой все культуры, даже малочисленные или исторически подавленные, обладают собственной ценностью и должны быть одинаково представлены и внутри больших национальных культур, и на международной арене.

Между глобализмом и многокультурием идут идеологические войны, а иногда вспыхивают и движение антиглобалистов.

Общее между ними - детерминизм. В одном случае детерминизм выступает как "необратимая тенденция мирового развития, общая для всех стран и народов" (глобализм); в другом - как "непреодолимая зависимость культуры от пола, расы, этноса, сексуальных ориентаций ее представителей" (многокультурие). В рамках этих концепций не остается свободы выбора для личности, обреченной на ту или иную культуру либо фактом своего физического происхождения, либо фактом всемирного влияния.

В начале 1980-х годов в России возникла (в ходе развития культурологи как сравнительного анализа разных культур) новая сфера культурного развития за границами сложившихся национальных, расовых, гендерных, профессиональных культур – транскультура. Она контрастно определяет себя в отношении концепций глобальной культуры и многокультурия, а также в отношении разных культурных областей.

Представляет собой практический результат деятельности культурологи и других гуманитарных наук, создающих новые позиции остранения, "вненаходимости " (М. Бахтин) по отношению ко всем существующим культурам. Среди множества свобод, которые провозглашаются неотъемлемыми правами личности, возникает еще одна: свобода от собственной культуры, в которой родился и был воспитан.

Трудами М. Бахтина и А. Лосева, Ю. Лотмана и Д. Лихачева, С. Аверинцева и А. Гуревича, В. Иванова и В. Топорова, В. Библера и Л. Баткина, Г. Гачева и В. Рабиновича расширялось культурное пространство. Открывалась перспектива Культуры культур, универсальной системы знаков (семиосферы), в которой представлены все существующие культуры и возможности еще несбывшихся культур.

Некоторые предварительные постижения транскультуры можно найти в описании Кастилии и Игры у Г. Гессе ("Игра в бисер"), в произведениях Х. Л. Борхеса, в размышлениях О. Шпенглера и Т. Манна. Не следует представлять этого мира как чего-то замкнутого, обособленного, лежащего в стороне от реальных, исторических культур. Скорее, этот мир лежит внутри всех существующих культур.

Но в отличие от Гессевской Игры, которая носила принципиально репродуктивный характер и исключала творчество новых знаков и ценностей, транскультура есть творчество в жанре и объеме культуры как целого.

Если учёный, политик, художник, философ творят внутри разных областей культуры, то культуролог исходит из существующих культур как материала своей работы и творит из них транскультуру, пользуясь и философией, и наукой, и искусством, и политикой как инструментами этого транскультурного творчества. Исследуя существующие культуры, он вместе с тем создает зачатки, гипотезы, проекты возможных культур.

Транскультура продолжает движение, которое было начато выходом человека из природы в культуру. Если культура освобождает природного человека от материальных зависимостей, опосредуя их символически, то транскультура освобождает культурного человека от символических зависимостей его исходной, "врожденной" культуры. При этом место культурной идентичности занимает универсальная символическая палитра, из которой любой индивид может свободно выбирать и смешивать краски.

Транскультура - это новая символическая среда обитания человеческого рода, которая примерно так же относится к культуре в традиционном смысле, как культура относится к природе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: