Предисловие. Развитие науки во второй половине XX века характеризуется господством антропоцентрического подхода к фактам языка

Развитие науки во второй половине XX века характеризуется господством антропоцентрического подхода к фактам языка. Внимание к определяющей роли «человеческого фактора» привело к тому, что языкознание стало тесно связываться с психологией, социологией, прагматикой. Предметом анализа стал не собственно язык как система систем, а язык в действии. Поэтому многие лингвисты ставят вопрос о необходимости снять различие между языком и речью и изучать язык как средство достижения определенной цели. Реализацию этой задачи призвана решить, по их мнению, новая, особая наука — речеведение. Стилистика при этом отходит на второй план.

Действительно, объективное развитие наук приводит к их интеграции, к укреплению междисциплинарных связей при решении конкретных исследовательских задач. Так, на стыке лингвистики и психологии появляется психолингвистика, на стыке лингвистики и социологии — социолингвистика и т. д. В то же время при такой интеграции очень важно отдавать себе отчет в том, какие сведения и из каких наук интегрируются для выработки новых подходов и методов изучения языка. Только осознание этого и тем самым отчетливое представление о содержании понятий, выработанных «традиционными», «неинтегрированными» науками, представление о соотношении этих понятий поможет избежать и эклектики, и терминологической путаницы, а главное, ­ иллюзии научных открытий там, где уже добыты знания в рамках прежней научной парадигмы. И в этом случае роль стилистики как самостоятельной лингвистической науки чрезвычайно велика, без нее невозможно решить те задачи, которые ставятся перед изучением языка в действии. Более того, в рамках стилистики многие из таких задач уже ставились и решались, а некоторые якобы новые открытия при внимательном и ближайшем рассмотрении оказываются лишь возвращением к хорошо забытому старому, иногда облеченному лишь в новое терминологическое одеяние. Разумеется, никакая живая идея не может оставаться в течение веков одинаковой: если она жива, то существует и все время появляется новое и новое ее понимание, как справедливо отмечал известный философ и филолог А.Ф. Лосев; однако это ни в коей мере не означает допустимости путаницы понятий и эклектики.

Именно в силу этих причин в основу настоящего учебника положены идеи, содержащиеся в классических трудах Б.А.Ларина, Л.П. Якубинского, A.M. Пешковского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Р.А. Будагова, Д.Н. Шмелева, М.В. Панова, Т. Г. Винокур, В.В. Одинцова и других русских ученых, показавших, что под термином «стилистика» объединяется, по крайней мере, три самостоятельных «стилистики», каждая из которых имеет свой предмет изучения: стилистика языка, стилистика речи и стилистика художественной литературы. При этом понятия «стили языка» и «стили речи» не отождествляются, так как именно на основе их разграничения — при одновременном четком осознании их единства - можно решить многие сложные и спорные вопросы. Например, можно установить, какие стили существуют в определенное время в данном литературном языке; объяснить, каким образом в речи возникают различные стилистические эффекты, хотя при этом используются одни и те же языковые средства (напомним пример Т.Г. Винокур, сравнивавшей внеконтекстную стилистическую окраску слова «идиот» и его употребление в сниженной, фамильярной эмоционально-окрашенной речи, с одной стороны, и в названии социально-философского романа Ф.М. Достоевского «Идиот», — с другой) и т. п. В силу указанных причин в данном учебном пособии берутся за основу прежде всего эти — классические — работы, тем более, что внимание к изучению отечественной научной классики, судя по многолетнему опыту педагогиче­ской деятельности автора, в последнее время существенно ослабло.

В книге 1 («Теория») — излагаются основные положения лингвистической стилистики, раскрываются основные понятия этой науки (стилистическая окраска, стилистическое значение, стилеобразующие факторы, функциональный стиль языка, стили речи, жанры речи, ком­позиция текста, единицы структуры текста, стилистический прием и др.).

В учебном пособии не затрагивается весь обширный материал, связанный с нормативным употреблением вариативных форм и синонимических конструкций (типа Я побывал на острове Мадагаскар и Я побывал на острове Мадагаскаре), достаточно полно представленный в пособиях по так называемой «практической стилистике» и являющийся объектом прикладной дисциплины «Культура речи». Но в связи с тем, что курс культуры речи введен в учебные планы многих вузов, а кроме него нередко читается еще и курс риторики, возникает необходимость в соотнесении проблематики этих дисциплин, т. е. в уяснении того, как соотносятся между собой стилистика, так называемая «практическая стилистика», риторика и культура речи; этот вопрос также рассматривается в книге.

Иллюстративный материал подбирался из современных произведений различных стилей и жанров (научных статей и монографий, газетных и журнальных материалов, текстов законов, инструкций и других деловых документов, из текстов деятелей Русской Православной Церкви), а также из живой разговорной речи и произведений художественной литературы.

В книге 2 («Практикум») — приводятся контрольные вопросы для проверки усвоения теоретических сведений, а также практические задания, направленные на предупреждение стилистических ошибок, развитие «языкового чутья», выработку навыков стилистического анализа и умений создавать тексты различных жанров и стилей.

Учебное пособие рассчитано в первую очередь на интернациональную студенческую аудиторию будущих филологов, журналистов, лингвистов-переводчиков, учителей русского языка и иностранных языков, а также может быть использовано в работе со стажерами, аспирантами и преподавателями русского языка как иностранного.

Автор выражает глубокую благодарность рецензентам Н.Д. Бурви-ковой и Н.С. Волгиной за критические замечания и ценные советы.

Автор

Введение

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТИЛИСТИКИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКИ.

СТИЛИСТИКА, «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА», «КУЛЬТУРА РЕЧИ» И РИТОРИК

§1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: