ПОЛИСЕМИЯ, ОМОНИМИЯ
П л а н
1. Полисемия. Типология лексических значений.
2. Омонимия. Проблемы разграничения омонимии и полисемии.
3. Классификация омонимов.
4. Паронимия.
Литература
1. Конспект лекции.
2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – с. 169-172.
3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – Статьи «Полисемия», «Паронимия», «Омонимия».
4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. – с.102-111.
Дополнительная литература
1. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. Минск, 2003.
2. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.
3. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2005.
4. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.
5. Левицкий В.В., Стернин И.А. Экспериментальные методы в семасиологии. Воронеж, 1989.
6. Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка. Воронеж, 1984.
7. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.
8. Фомина М.Э. Современный русский язык: Лексикология. М., 1983.
9. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.
Задания
1. Изучите литературу и зафиксируйте необходимую информацию (с помощью тезисов/конспекта/плана/выписок) в соответствии с пунктами плана семинарского задания.
|
|
2. Сделайте глоссарий терминов (см. Приложение).
3. Выполните следующие задания.
3.1. Даны примеры употребления одного слова. Определите, сколько разных значений этого слова представлены в примерах, и обоснуйте ответ: дайте краткие определения каждому выделенному значению и покажите связь между ними.
В ванной висят сухие полотенца.
Пожалуйста, не говори со мной таким сухим тоном.
Лето будет жаркое и сухое.
Нам оказали крайне сухой прием.
Наши проиграли с сухим счетом.
Нам сообщили только сухие цифры.
На складе осталось несколько мешков сухого молока.
3.2. Составьте предложения, в которых слово зеленый употреблялось бы в разных значениях. Дайте дефиниции этих значений (воспользуйтесь толковым словарем). Укажите тип лексического значения этого слова в каждом предложении.
3.3. Разграничьте полисемию и омонимию:
топить (корабль), топить (печь), топить (избу), топить (горе в вине). Докажите правильность вашего решения.
3.4. Определите виды омонимов. Чита-чета, рой (пчел)- рой (яму!), смешная (байка) -теплая (байка).
3.5. В чем заключается различие между омонимами рот и род с одной стороны, и омонимами ключ (от замка) и ключ (родник) – с другой?
3.6. Можно ли определить вне контекста значение следующих слов? Обоснуйте ответ и назовите явление/явления, которые они иллюстрируют: жгут, постой, стекло, течь.
3.7. Чем по отношению друг к другу являются следующие пары слов?
Презренный-презрительный, парламентер-парламентарий, невежа-невеж-да. Объясните различия между ними.
|
|
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое полисемия?
2. Почему большинство слов любого языка многозначны?
3. Из чего складывается семантическая структура слова? Что такое ЛСВ?
4. Какие типы лексических значений выделяются с точки зрения синхронии? Приведите свои примеры.
5. Что такое омонимия? Каковы причины появления омонимов?
6. Как разграничивают омонимию и полисемию?
7. Какие слова называются паронимами?