Однако не все инновационное может быть полезным, носить развивающий, позитивный характер. Органичной частью педагогической деятельности могут считаться только те инновации, которые работают на ее стабилизацию и развитие. Такой философско-системный подход к образованию и процессам, в нем происходящим, выводит нас на культурологический уровень анализа при оценке конкретных инновационных процессов.
Таким образом, проанализировав различные трактовки феномена традиции, мы пришли к выводу, что способность любой культурной общности к самовоспроизводству путем передачи от поколения к поколению своих специфических ценностей, отраженных в ментальное™ ее представителей, системе знаний, сформированных предшествующим культурным развитием традиций, - решающий фактор, обеспечивающий существование и развитие общности в течение исторического периода. В настоящее время необходимо осмыслить и обобщить духовный мир русского народа, основанный на традициях и опыте русской педагогики, выбирая те пласты ментальное™, на которые можно опереться, выбрать те традиции, которые восприимчивы к новациям. В педагогической науке традиция выступает как стабилизирующий фактор мировоззренческих, методологических, концептуальных средств, исходящих из теоретических представлений о науке как форме деятельности.
|
|
Рассматривая вопросы модернизации современного образования, целесообразно остановиться на соотношении традиционного и инновационного в процессе перехода общества к современному (информационному, постиндустриальному) этапу его развития.
Процесс модернизации можно представить как процесс создания институтов и отношений, ценностей и норм, который требует предваряющего изменения идентичности людей модернизирующегося общества и завершается сменой их идентичности. Подобная цель прямо и явно ставится в модерниза-ционных теориях. В связи с вышесказанным вопрос соотношения традиций и инноваций является особенно актуальным для определения норм и ценностей, на основе которых будет развиваться образование в современном информационном обществе.
С исторической точки зрения ни один из народов, прошедших модернизацию, не сменил свою идентичность, то есть то, что является традицией и передается из поколения в поколение (архетип), не подвергается инновациям. В модернизационных теориях требование смены идентичности - это требование тех новых рамок самоотождествления, которые соответствовали бы и по крайней мере не противоречили бы западным ценностям и социальным установлениям, таким как соблюдение прав индивида и других ценностей и институтов гражданского общества, морали, уходящей корнями в западное христианство, трудовой этики и др. На языке повседневной жизни, как отмечает Г.П. Федотова, теоретическое утверждение о необходимости смены идентичности состоит в предположении или
|
|
требовании, чтобы китаец или другой человек незападного общества поступал в своих жизненных ситуациях так же, как американец или европеец. Предельный характер такого требования вызвал к жизни незападные модернизации.
Осуществляя модернизацию российского образования с ориентацией на международный (западноевропейский и американский) опыт, следует серьезное внимание уделить специфике культуры, менталитета, местных особенностей. Опыт нельзя импортировать или перенести из одних условий в другие. Модернизация должна проходить в благоприятных условиях, учитывая предшествующие традиции и современное состояние общества. Данный принцип получил название «генетической совместимости» [14, 97].
Многие ученые, исследуя вопросы развития общества, полагают, что самым важным в традиционных обществах является отсутствие выделенной персональности. В.Г. Федотова отмечает, что это следствие доминирования традиции, ибо социальный запрос на индивидуальность - это запрос на субъекта творческой деятельности, способного производить новое. Он возникает в современных обществах.
Вторым по значению после преобладания традиции над инновацией признаком традиционного общества является наличие религиозного или мифологического оправдания традиции. Возможность быстрых преобразований блокируется этими формами сознания, и модернизаторские попытки, которые могут иметь место, не завершаются, возникает попятное движение. Именно это - движение вперед и возврат назад - создает циклический характер развития, характерный для традиционных обществ.
Невыделенность индивидуальности, персональности определяется не только отсутствием интереса к инновациям, но и коллективистским характером представлений. Коллективистский характер традиционных культур не означает, что в них нет ярких, особенных, не похожих на других людей. Они есть, но их социальная роль определена способностью выражать коллективные представления. Конкретное поведение людей в традиционном обществе обусловлено нормами, которые заданы традицией, религией, общиной или коллективом. Соответственно, преобладающим типом ценностей в них являются авторитарные ценности, то есть те, которые поддержаны традицией и поддерживают ее, и коллективистские представления.
Совершенно понятна ориентация таких обществ не на науку, а на мировоззрение. В духовном смысле это общество не живет сегодняшним днем: в нем нарабатываются долговременные смысловые содержания.
В ходе нашего исследования было выявлено, что неудачное сочетание традиций и инноваций в ходе модернизации российского общества и образования грозит проблемными ситуациями.
Модернизация российского образования со всеми осуществляемыми в ходе ее инновациями