Для обеспечения инновационного развития системы образования крайне важна модернизация старой системы институтов усовершенствования учителей, но часто новые названия (институты развития образования) не ведут к смене устаревших методов работы. Все согласны с тем, что новое время всё настоятельнее требует модернизации системы повышения квалификации работников образования не на словах, а на деле. Но могут ли это сделать институты, возглавляемые бывшими чиновниками?
Проблема заключается прежде всего в неумелом управлении институтами повышения квалификации, когда руководители пытаются воспроизводить свой опыт руководства чиновничьими структурами, не понимая разницы между государственными чиновниками, которые должны прежде всего чётко исполнять различные инструкции и регламенты, и педагогами системы повышения квалификации, к основным занятиям которых должно быть отнесено творчество и, желательно, научная деятельность, без которой системная модернизация образования невозможна.
|
|
Чиновничий опыт негативно сказывается даже на понимании сути работы таких институтов — в результате превалирует /не методическая работа, а контрольные функции. Не секрет, что многие институты сохраняют необходимый контингент учащихся исключительно за счёт того, что документы о прохождении курсовой подготовки — необходимое условие аттестации педагогических работников,(и даже государственной аккредитации муниципальных образовательных учреждений). Попытки усложнить систему аттестации лишь ухудшают ситуацию, усиливая зависимость педагогов от субъективизма работников системы повышения квалификации.
При наличии средств (многие муниципальные органы управления образованием, да и непосредственно школы) предпочитают заказывать курсы повышения квалификации отнюдь не в своих региональных ИПК, направляют своих работников в другие города либо в различные институты своего региона, однако такое повышение квалификации часто не засчитыва-ется при прохождении аттестации. Однако сам факт, что такие затраты осуществляются, доказывает потребность педагогов и администраторов в новых знаниях и навыках, которые не может им дать традиционная система повышения квалификации.
Весьма интересна позиция ректоров вузов, которые постоянно говорят об ухудшении качества обучения в школе, однако при этом почему-то у них не возникает даже мысли о том, что именно они учат учителей, точнее, никак не могут их научить работать в соответствии с требованиями современной эпохи. Поэтому можно констатировать, что и система высшего образования (особенно педагогического) стала работать значительно хуже, всё сильнее отставая от требований времени.
|
|
Если мы говорим о том, что для внедрения инноваций необходимо понимать, ради чего они совершаются, то становятся
Чародное образование 9'2008
ЭБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
понятными и ключевые изменения этой системы. Принципиально важное изменение системы повышения квалификации работников образования заключается в том, что педагоги должны, прежде всего, не научиться, как что-то делать (использовать новую технологию и т.п.), а получить и осмыслить новые знания о том, почему и для чего надо делать что-то по-новому. Тогда и приходит понимание, как это надо делать, и педагоги могут осмысленно менять образовательный процесс и совершенствовать свою деятельность.
Наиболее важная задача органов управления образованием для стимулирования инновационного развития заключается, по нашему мнению, в создании и поддержании системы непрерывного образования руководителей системы образования, главной целью которой должно быть обучение обучению директоров школ, заведующих детских садов и т.д. Руководители образовательных учреждений затем должны делать то же самое среди педагогов своих учреждений.
Конечно, учителя учатся и естественным путём на своём опыте, однако результатом такого обучения становится всё более очевидное отсутствие системности в их работе, невозможность последовательной и единой работы в команде — педагогическом коллективе.
Важным направлением модернизации системы повышения квалификации работников образования должно стать и обеспечение возможности взаимообучения педагогических работников. Повышение квалификации педагогов для реализации инноваций должно включать не только семинары, лекционные и практические занятия, но и обмен знаниями самих педагогов, особенно уже участвовавших в реализации тех или иных инноваций. При этом такая деятельность должна базироваться на глубоких знаниях о реализуемых инновациях, быть методологически выстроенной в единую систему обучения.
Современное увлечение различными мастерскими, которые часто методологически и интеллектуально поверхностны, бессистемны, нередко никак не работает на решение глубинных проблем совершенствования содержания обра-
зовательного процесса. Опасно и чрезмерное распространение модульных программ, которые могут быть фрагментарны и не давать кумулятивного эффекта. Особенно это проявляется при попытках разделения модульных образовательных программ в институтах повышения квалификации на вариативные и инвариантные части, когда в рамках инвариантной части даются некие сведения по педагогике и психологии, причём с учётом объёмов этой части — начального уровня, несопоставимого с базовыми знаниями, которые имеют учителя с педагогическим высшим образованием.
Ещё одно важное направление модернизации функционирования системы повышения квалификации — изменение роли научно-методических советов (НМС) школ. Работа НМС должна быть встроена в систему повышения квалификации педагогов и включать в себя их обмен опытом. Для этого необходима специальная подготовка руководителей НМС.