Конкурентоспособность и качество продукции предприятия

Под конкурентоспособностью товара, как правило, подразумевается все то, что обеспечивает ему преимущества на рынке, содействует его успешному сбыту в условиях конкуренции. Параметры, характеризующие конкурентоспособность, подразделяются на следующие группы: технические, экономические и организационные.

К техническим параметрам относятся все те характеристики изделия, которые формируют его качество.

К экономическим параметрам относятся: все затраты покупателя, связанные с приобретением и использованием товара на протяжении нормативного периода его эксплуатации, их в стоимостном выражении носит название цены потребления. Это следующие расходы:

- цена, по которой приобретается товар;

- расходы на транспортировку до места использования;

- стоимость установки и приведения в работоспособное состояние;

- расходы на обучение персонала;

- эксплутационные расходы (материалы, электроэнергия);

- затраты на послегарантийный сервис и покупку запчастей;

- расходы на страхование изделия;

- налоговые платежи (на добавленную стоимость, акцизный сбор);

- расходы на утилизацию изделия после выработки ресурса (если изделие продаётся новому владельцу, эти деньги вычитаются из цены потребления).

К организационным параметрам относятся:

- система скидок;

- условия и сроки платежа и поставок;

- комплектность поставки;

- сроки и условия гарантий;

- престиж производителя и продавца товара;

- эффективность рекламы.

Уровень конкурентоспособности определяется как отношение суммарного полезного эффекта к цене потребления.

Качество продукции является одним из составляющих ее конкурентоспособности. Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств, составляющих качество продукции. Эта система включает:

1. Показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции (производительность, мощность, пластичность, грузоподъемность, скорость, точность работы).

2. Показатели надежности - характеризуют безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность изделия.

Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени без вынужденных перерывов из-за неисправности изделия (среднее время на отказ, среднее время до первого капремонта, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы).

Ремонтопригодностью называется приспособленность изделия к восстановлению его эксплуатационных свойств, которая измеряется с помощью следующих показателей (трудоемкость технического обслуживания за срок службы изделия, трудоемкость разборки и сборки изделия, трудоемкость замены узлов и агрегатов и др.).

Долговечность - это свойство изделия длительно (с возможными перерывами на ремонт) сохранять работоспособность до установленного предельного состояния (технический ресурс - суммарная наработка изделия за период эксплуатации, срок службы).

Сохраняемость - свойство изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования (средний срок хранения).

3. Показатели технологичности, дающие представление об эффективности конструктивно-технологических решений при производстве изделия (коэффициент использования материала, трудоемкость изготовления, энергоемкость, затраты труда на единицу производительности, мощности).

4. Показатели стандартизации и унификации, характеризующие насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями.

5. Эргономические показатели, учитывающие требования гигиенических (освещенности, температуры, влажности, запыленности, токсичности, вибрации, излучений, шума), антропометрических (соответствие конструкции изделия форме тела человека и отдельных ее частей), физиологических (соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, зрительным, слуховым возможностям человека), психологических (возможность человека воспринимать и перерабатывать информацию, выдаваемую машиной, возможность использования закрепленных и вновь формируемых навыков человека) свойств человека, проявляемых в производстве и быту.

6. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.

7. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции.

8. Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучения при хранении, транспортировке продукции.

9. Эстетические показатели характеризуют выразительность и рациональность формы, совершенство исполнения товарного вида, соответствие современной моде, оригинальности.

По способу получения значений показателей качества продукции различают следующие методы оценки качества:

- измерительный - на основе технических средств;

- регистрационный - на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат;

- органолептический - на основе анализа восприятия органами чувств;

- экспертный, при котором решения о значении показателей качества продукции принимаются экспертами;

- социологический на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей.

Под управлением качеством продукции понимается установление, обеспечение и поддержание его необходимого уровня, осуществляемого путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Система управления качеством продукции (СУКП) представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, с помощью которых в процессе разработки, производства и эксплуатации изделий устанавливается, обеспечивается и поддерживается оптимальный на данном этапе развития уровень их качества.

Объектами управления в СУКП являются процессы:

- формирование качества (на стадии разработки изделий);

- обеспечение качества (на стадии производства продукции);

- сохранение качества при транспортировке, хранении и реализации продукции (на стадии обращения);

- наиболее полноценного использования качества и его поддержания в целесообразных пределах (при эксплуатации продукции у потребителя).

Составными элементами СУКП являются:

- планирование повышения качества;

- обеспечение ритмичного и бесперебойного хода производства;

- обеспечение стабильности запланированного уровня качества;

- стимулирование повышения качества;

- государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов технических условий и состоянием средств измерений;

- квалифицированная подготовка кадров;

- организация разработки и постановка новой продукции на производство;

- внутризаводской технический контроль качества;

- информационное обеспечение системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: