Тема 6: Функция организации в менеджменте
Цель урока: предоставить сведения о типе структур организации.
Тип урока – лекция
Продолжительность – 90 мин.
Метод проведения урока: информационно-наглядный.
Технические средства и наглядные пособия: опорные конспекты.
№ | Этапы занятия | время | |
Организационный момент | Проверка внешней и внутренней (психологической) готовности студентов к уроку | 5 мин | |
Актуализация знаний по ранее изученным темам | Обеспечение процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения, систематизации материала, полученного в рамках изучения предыдущих тем | 80 мин. | |
Информирование студентов о домашнем задании | Контроль написанных лекций, объявление домашнего задания. | 5 мин |
Цель: сформировать представление об организационном процессе и о проектировании организационной структуры управления.
Задачи:
1. определить понятия делегирование, ответственность, полномочия, организация, организационная структура;
2. рассмотреть типы полномочий и процесс их делегирования;
|
|
3. определить препятствия делегированию полномочий, которые возникают со стороны руководителя и со стороны подчиненных;
4. изучить виды организационных структур;
5. определить понятия централизация и децентрализация в управлении.
Изучаемые вопросы: организационный процесс; понятия «делегирование», «ответственность», «полномочия»; типы полномочий; делегирование полномочий; понятие организационной структуры управления; департаментализация; виды организационных структур: общая характеристика, достоинства и недостатки, область применения; централизованные и децентрализованные организации.
Организационные отношения в управлении
Организация – процесс создания организационной структуры, способной предоставить людям возможность эффективно работать для достижения организационных целей.
Существует 2 аспекта процесса организации:
1. деление организации на подразделения в соответствии с целями и стратегиями фирмы.
2. взаимоотношения полномочий, которые связывают высший менеджмент с низшими уровнями рабочей силы и позволяют распределять задачи и координировать их выполнение.
Средством обеспечения этих взаимоотношений является делегирование.
Делегирование – распределение задач и передача полномочий работнику, принявшему на себя ответственность за их выполнение.
Цели делегирования:
1. разгрузка вышестоящих руководителей, что позволит создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления;
2. повышение дееспособности нижестоящих звеньев;
|
|
3. активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.
Принципы рационального делегирования в менеджменте:
1. единоначалие, когда сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником;
2. соответствие, состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;
3. достаточность, когда масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;
4. мотивированность, расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.