Коррозия – недопустимый вид поверхностного разрушения детали, происходящий в результате статичного химического взаимодействия металла с жидкой или газообразной средой. До 30% изделий из чёрных и цветных металлов выходят из строя по причине коррозии, причём 1/3 из них теряется безвозвратно.
Классификация видов коррозии:
1.По механизму протекания:
а) химическая, б)электрохимическая.
2.По хар-ру повреждаемости пов-ти
а) сплошная, б) местная.
3.По условиям протекания процесса
а) газовая, б) в электролитах, в) в неэлектролитах, г) почвенная,
д) контактная, е) биохимическая
При коррозии на пов-ти образуется плёнка толщиной до м. При толщине плёнки до 5 мм – она бесцветна, при большей толщине – приобрета-
ет окраску вследствие интерференции света. Скорость окисления во многом зависит от темпер-ры процесса. Скорость описывается законом Оррениуса:
, где
А – постоянная, W – энергия активации процесса окисления,
R – универсальная газовая постоянная, Т – абсолютная темпер-ра
|
|
Плёнки, образующиеся на пов-ти, могут либо препятствовать дальнейшему окислению, либо нет. Оценка данного св-ва производится с помощью Крите-
рия Пиллинга-Бедфорда: , где Vок – объём окислов, Vме – объём металла, вступившего в реакцию.
Если , в поверхностном слое образуются растягивающие напряжения, плёнка становится пористой и плохо препятствует коррозии (дальнейшей).
Если образуется плёнка, хорошо защищающая поверхность от дальнейшей коррозии.
Если плёнка разрушается из-за значительных напряжений сжатия и теряет свои защитные свойства.
Особенностью электрохимической коррозии является протекание её в электролите.