В чем особенности защиты чести и достоинства политиков? Какая практика складывается в России?
Современной тенденцией в делах о защите чести и достоинства как на Западе, так и в России стал учет общественного интереса и статуса публичного лица. ЕСПЧ отметил, что пределы допустимой критики в отношении политического деятеля шире, чем в отношении частного лица. Поэтому первый должен проявлять и большую степень терпимости к пристальному вниманию журналистов и общества. Частный интерес публичного лица должен соизмеряться общественным интересом к открытой политической дискуссии.
Европейский Суд по правам человека считает, что санкции за распространение информации, правдивость которой не доказана в суде, нарушают статью 10 Европейской конвенции по правам человека, если:
• журналистская ошибка несущественна в контексте всего распространённого материала;
• материал касается темы, которая представляет общественный интерес;
• ошибаясь, журналист готовил материал добросовестно и не нарушил профессиональных норм.
|
|
Решения Европейского Суда представляют конкретные примеры информации, которая может быть квалифицирована как имеющая общественный интерес:
• обстоятельства судебного дела против фирмы-изготовителя лекарств для беременных женщин, употребление которых привело к рождению детей с пороками развития;
• положительное отношение главы правительства к политику, который во время Второй мировой войны служил в войсках СС;
• жестокое поведение полиции;
• политические связи, которые бросают тень на беспристрастность судей при вынесении ими решения;
• повышение заработной платы директору завода, работники которого бастуют за повышение своей заработной платы (информация о зарплате директора была конфиденциальной);
• любая предыдущая судимость политика, даже 20-летней давности.
Судебная практика по этому вопросу в нашей стране основана на уже упомянутом постановлении Пленума ВС РФ (от 24 февраля 2005 г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета. 2005. 15 марта). В нем сказано: «судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ, принятой 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы, политические деятеля, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ. Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий».
|
|
Другим примером позиции ВС может служить рассмотрение его Судебной коллегией по гражданским делам протеста на решения судов по встречным искам депутата ГД Р. Чистоходовой и Главы Республики Коми Ю. Спиридонова в отношении порочащих друг друга высказываний, распространенных ими в различных СМИ (1999). Судебная коллегия заключила: «Участвуя в политической борьбе, обе стороны тем самым по собственной воле подвергают себя повышенному вниманию и критике со стороны политических противников, причем необоснованная критика может не только не причинить морального вреда политическому деятелю, но в ряде случаев – повысить общественный рейтинг этого политика, если он сможет адекватно реагировать на эту критику и дать на неё ответ в СМИ». Судебная коллегия сравняла размеры компенсаций морального вреда, которые должны быть выплачены по искам сторон друг другу и произвела их взаимозачет.
Сегодня ряд судебных разбирательств свидетельствуют о сформировавшейся тенденции учитывать статус политического деятеля, обиженного публикацией в СМИ.