Предупреждение. Замена непрерывного радиолокационного наблюдения выставлением охранного кольца или зоны автозахвата

Замена непрерывного радиолокационного наблюдения выставлением охранного кольца или зоны автозахвата, особенно с понижением чувствительности обнаружения, опасна.

В ряде САРП в режиме автозахвата (так же, как и в режиме ручного захвата) при нахождении нескольких целей на одном пеленге очередная цель может быть захвачена на АС только после обработки и выдачи данных по ранее захваченной цели, т. е. значительно позже появления цели на экране САРП.

Важным недостатком работы САРП в режиме автозахвата целей является избыток информации на экране индикатора, где наблюдается больше векторов, чем это необходимо в конкретной ситуации (включая цели, не представляющие интереса, сигналы от помех и точечные эхо-сигналы от непротяженных деталей берега, забивающие каналы АС и экран САРП). При интенсивном движении возможно переполнение каналов АС, когда общее число целей превышает число каналов для их обработки.

Если память САРП полностью заполнена (т. е. сопровождается максимально возможное число целей), то при появлении новой цели срабатывает сигнализация о переполнении памяти TRACKING OVERLOAD. В этом случае для захвата новой цели сбрасывается с АС наименее опасная цель. Важно знать критерии, по которым САРП автоматически выбирает наименее опасную цель, так как при этом могут возникать сомнения в приоритете сопровождаемой цели: наряду с сопровождаемыми не представляющими интереса целями могут оказаться не захваченными цели, представляющие интерес, но находящиеся, например, на большей дистанции от собственного судна.

Эффективность использования режима автоматического захвата целей во многом зависит от принятых в САРП критериев автоматического снятия целей с АС. Преждевременное снятие целей с АС нежелательно по соображениям безопасности мореплава­ния. Необоснованно долгое АС целей ведет к переполнению памяти.

Критерии автоматического сброса целей с АС в различных типах САРП отличаются один от другого. Как правило, автоматически сбрасываются с АС следующие цели: вышедшие за пределы диапазона АС по дальности, удаляющиеся на кормовых курсовых углах в дистанции, превышающей заданную.

Сброс целей с АС может осуществляться как автоматически, так и вручную (наведя координатный маркер на соответствующую цель). Однако в режиме автозахвата цель, снятая с АС вручную, может быть повторно взята на АС системой автозахвата.

С целью компенсации отмеченных недостатков в различных моделях САРП применяются (полностью или частично) меры, перечисленные ниже.

1. На экран САРП подаются векторы не всех сопровождаемых целей, а только части из них на основании специальной системы приоритетов:

в первую очередь индицируются опасные цели, имеющие

Дкр < Дкрдол (4)

ТKp <Ткр.доп (5)

во вторую очередь индицируются опасные цели с большим промежутком времени до кратчайшего сближения, т. е. имеющие

Дкр < Дкр-доп иТкр>Ткр доп (6)

остальные цели в порядке возрастания дистанции до них (возможно, с системой приоритетов по курсовым углам целей).

2. Оператором устанавливается (в соответствии с условиями плавания) максимальная дистанция захвата, за пределами которой автозахват и сопровождение целей не производятся, чем достигается исключение сопровождения удаленных целей.

3. Оператором устанавливается (в соответствии с условиями плавания) минимальная дистанция захвата, ближе которой автозахват не производится, но ранее захваченные цели продолжают сопровождаться и после входа в установленную зону. Этим достигается исключение захвата и сопровождения помех от волн.

4. Оператором устанавливается (в соответствии с условиями плавания) сектор автозахвата (например, по 90° слева и справа по курсу), чем достигается избирательность информации в наиболее интересующих судоводителя и наиболее опасных направлениях.

5. Оператором устанавливаются (в соответствии с условиями плавания) линии запрета автозахвата, за пределами которых автозахват и сопровождение целей не производятся. Этим достигается исключение автозахвата и АС деталей береговой черты, стоящих на якоре вблизи берега судов, судов прибрежного плавания и т. п. (Во всех случаях ограничения автозахвата зоны, в которых автозахват не производится, должны быть четко обозначены на экране САРП.)

6. САРП автоматически снимает с автосопровождения (на основе установленных критериев, которые оператору должны быть известны) при переполнении каналов АС

цели в наименее опасном секторе зоны с целью обеспечения возможности автозахвата вновь появляющихся целей в других секторах зоны.

7. САРП автоматически снимает с автосопровождения удаляющиеся цели (имею­щие Дкр < Дкр-доп Ткр <0 свобождая каналы, АС для приближающихся целей (при этом существенно ограничивается использование удаляющихся в кормовом секторе ориентиров для навигационных целей).

«Ручной» захват целей

При "ручном" захвате необходимо своевременно обнаружить эхо-сигнал цели на экране САРП, произвести глазомерную оценку ее потенциальной опасности и, если это целесообразно, взять цель на АС путем ее стробирования (наведения маркера) и нажатия соответствующей клавиши.

В отличие от системы автозахвата "ручной" захват может быть проведен на любой желаемой дальности, если позволяет сила эхо-сигнала. Очередность "ручного" захвата (стробирования) целей определяется степенью их опасности, выявленной в результате глазомерной оценки ситуации, так как число каналов АС всегда лимитировано.

Анализ показывает, что при квалифицированном отборе целей, "ручном" захвате и своевременном снятии целей с АС переполнение каналов АС 20-канальной САРП практически исключено. В районах интенсивного судоходства наиболее вероятными являются состояния, когда работают 5 каналов АС одновременно, вероятность простаивания САРП практически исключена (менее 0,5 %). Следует также учитывать необходимость резервирования каналов АС для навигационных целей (сопровождение неподвижных ориентиров).

В режиме ручного захвата важно своевременно снимать цели с автосопровождения, если в САРП не предусмотрены критерии автоматического сброса. Так, в САРП "AUTOTRACK-2" в режиме ручного захвата цель, уходящая с экрана, остается, тем не менее, в памяти компьютера; если скапливается достаточно много (до 20) таких "ушед­ших" целей, то каналы АС переполнятся, и захват новых целей вообще производиться не будет до снятия с АС какой-либо из сопровождаемых целей. Сбросить все цели можно, отпустив и вновь нажав клавишу "AUTOTRACK ON".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: