Тема 1. Организация вахтенной судовой службы

Распределение судового экипажа по вахтам осуществляют старший помощник капитана и старший (главный) механик с учетом квалификации, компетентности и профессиональной подготовленности судового персонала. К несению вахты могут привлекаться лица, надлежаще подготовленные, проинструктированные и получившие соответствующий отдых.

Судовая вахтенная служба включает общесудовую (навигационную) и машинную вахтенные службы. Общесудовая (навигационная) служба возглавляется вахтенным помощником капитана, а машинная вахтенным механиком. Главным судовым вахтенным начальником является вахтенный помощник капитана. Он подчиняется только капитану и несет ответственность за безопасную эксплуатацию судна и предотвращение загрязнения. Присутствие капитана на мостике и старшего механика в машинном отделении не снимают ответственности с вахтенного помощника капитана механика за принятие решений до тех пор, пока они примут командование на себя и это будет правильно понято.

Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания, режимом работы судна и основных судовых технических средств, замечаниями сдающего вахту и распоряжениями вышестоящего начальника. Вахтенный не имеет права оставить свой пост или передать кому-либо исполнение своих обязанностей, кроме как по приказанию или разрешению вышестоящего начальника (вахтенный помощник капитана по приказанию или разрешению капитана, а вахтенный механик по приказанию или разрешению старшего (главного) механика).

Вахтенный помощник капитана и вахтенный механик производят записи соответственно в судовом и машинном журналах согласно инструкциям по их ведению

Судовая вахтенная служба подразделяется на стояночную (вахту в порту) и ходовую (вахту в море). Капитан судна, исходя из конкретных обстоятельств, назначает вид вахты на предстоящий период времени. При стоянке в порту в зависимости от условий стоянки и действующих правил порта устанавливаются две степени готовности судна: постоянная и к определенному сроку. Степень готовности судна устанавливает капитан. По предписанию администрации порта, капитан обязан повысить степень готовности судна до требуемой. Продолжительность вахты не должна превышать четырех часов. При длительной стоянке в порту может назначаться суточная стояночная вахта. Список персонального состава стояночной вахты вывешивается у трапа судна. Cвоевременно получать штурманские, навигационные и гидрометеорологические приборы и инструменты, содержать их в исправном состоянии, обеспечивать судно установленной судовой коллекцией морских карт, руководств и пособий для плавания, производить их подбор для предстоящего рейса, своевременно корректировать карты и навигационные пособия по извещениям мореплавателям, НАВАРЕА, НАВИП, НАВТЕКС, вести учет судовой коллекции карт и руководств для плавания и корректурных документов;

вести хронометрический журнал и выводить поправку хронометра на каждые сутки, сверять показания судовых часов перед началом рабочего дня, перед подходом к порту и выходом из него и в других необходимых случаях; следить за своевременным производством девиационных работ и состоянием необходимого для их производства снаряжения на судне;

своевременно получать и надлежащим образом хранить пиротехнические средства и линемет;

получать и регистрировать в порту судовые, машинные и другие журналы, вести и хранить судовой реестр указанных журналов;

проводить занятия с палубными специалистами по сигналопроизводству зрительными средствами связи, устройству и использованию приборов и инструментов своего заведования;

следить за наличием и состоянием на ходовом мостике всех документов, схем и таблиц согласно РШС, международным и национальным требованиям;

руководить грузовыми и балластными операциями во время своей вахты в порту;

соблюдать все установленные конвенционные требования в отношении и загрязнения окружающей среды;

систематически и аккуратно вести установленные журналы; знать устройство судна, грамотно эксплуатировать системы жизнеобеспечения судна, аварийно-спасательного и противопожарного оборудования;

докладывать старшему помощнику капитана о готовности своего заведования к предстоящему рейсу.

способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе, ориентировать подчиненных на выполнение задач, поставленных руководством компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: