Оптового склада

Одна из фундаментальных логистических задач – определение места расположения оптового (распределительного) склада в регионе.

Величина транспортных расходов может существенно меняться в зависимости от места расположения складов на обслуживаемой территории.

Задача размещения оптового склада приобретает актуальность при наличии развитой транспортной сети, так как в противном случае решение скорее всего будет очевидным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то, очевидно, оптовый склад целесообразно разместить на пересечении магистралей.

Задача размещения оптовых складов может быть сформулирована как поиск оптимального решения, или же как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения. Наукой и практикой выработаны разнообразные методы решения задач обоих видов. Среди них:

1) метод полного перебора;

2) эвристические методы.

Метод полного перебора. Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения оптовых складов и выполняется на ЭВМ методами математического программирования. Однако на практике в условиях разветвленных транспортных сетей метод может оказаться неприменим, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети, а с ними и трудоемкость решения, растут по экспоненте.

Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки субоптимальные, или так называемые эвристические методы определения места размещения оптовых складов. Эти методы эффективны для решения больших практических задач; они дают близкие к оптимальным результаты при невысокой сложности расчетов, однако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Название «эвристические» означает, что в основе методов лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе метода полного перебора).По существу, метод основан на предварительном отказе от очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт, работая в диалоговом режиме с ЭВМ, анализирует транспортную сеть района и непригодные, на его взгляд, варианты исключает из задания машины. Таким образом, проблема сокращается до управляемых размеров с точки зрения количества альтернатив, которые необходимо оценить. Остаются только спорные варианты, по которым у эксперта нет однозначного мнения. Для этих вариантов ЭВМ выполняет расчеты по полной программе.

При необходимости определения координат одного оптового склада в регионе задача значительно упрощается. Для ее решения следует знать:

- месторасположение (координаты xi, yi) фирм-производителей и потребителей (клиентов) данной продукции;

- объемы поставок продукции (Qi);

- маршруты доставки (характеристику транспортной сети);

- затраты (тарифы) на транспортные услуги(Ti).

В зависимости от выбранного критерия оптимизации и учета расстояний между поставщиками, потребителями и складом рассматриваются два типовых случая.

1 вариант. Месторасположение оптового склада определяется в виде координат центра тяжести грузовых потоков, когда тарифы на транспортные услуги постоянны и одинаковы для всех по формулам:

∑ Qi xi

Ax = –––––– (1)

∑ Qi

∑ Qi yi

Ay = ––––––– (2)

∑ Qi

где Ax, Ay – координаты оптового склада, км.

2 вариант. Месторасположение оптового склада определяется как “центр равновесной системы транспортных затрат”, когда тарифы на транспортные услуги различны. Расчет координат склада производится по формулам:

∑ Ti Qi xi

Ax = ––––––––– (3)

∑ Ti Qi

∑ Ti Qi yi

Ay = ––––––––– (4)

∑ Ti Qi

Суммирование в формулах (1) – (4) производится от i = 1 до n, где n – общее количество поставщиков и потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: