Признаки суверенитета

^ 1. Территориальное верховенство (на территории данного государства действуют законы только этого государства).

2. Территориальная целостность (территория государства не может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения без согласия его высшего органа или народа).

3. ^ Формальная независимость государства от какихлибо субъектов (в том числе от организаций, физических лиц и от любых международных организаций как внутри государства, так и за его пределами).

^ Как субъект МП государство обладает следующи­ми правами:

• право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрис-

. дикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдени­ем признанных МП иммунитетов;

• равноправие с другими государствами;

• право на коллективную и индивидуальную самообо­рону против вооруженного нападения.

^ К основным межд.-правовым обязанностям госу­дарства относятся:

• воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;

• воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;

• уважать права человека;

• устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;

• решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;

• воздерживаться от угрозы силой или ее применения про­тив территориальной целостности и политической незави­симости или иным образом, несовместимым с МП;

• воздерживаться от оказания помощи другому госу­дарству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупрежде­ния или принуждения;

• воздерживаться от признания территориальных при­обретений другого государства, действующего в на­рушение обязательства непримения силы;

• добросовестно выполнять свои обязательства.


^ 12. Признание, его виды и юридические последст­вия. Правопреемство в международном праве

Межд.-правовое признание - это акт государства, ко­торым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.

Существует две основных теории межд.-правового признания - конститутивная и декларативная. Соглас­но первой акт признания дестинатора (адресата призна­ния) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его межд.-правовом статусе. Эта тео­рия имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования могут вступать в межгосу­дарственные отношения и без признания. Во-вторых, не­ясно, признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобре­ло межд. правосубъектность. Декларативная теория ис­ходит из того, что признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, алишь констатиру­ет факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине.

^ Формы признания.

Признание де-факто (de facto) - фактическое призна­ние государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

^ Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.

Признание «ad hoc» - призвание государства для данного конкретного случая.

^ Виды признания:

традиционные виды признания: признание госу­дарств, признание правительств;

предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые мо­гут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была за­хвачена революционным путем.

Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за межд. отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. Из этого определения] видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при пе­реходе прав и обязанностей от одного государства к дру­гому имеет именно территория. «Момент правопреемст­ва» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной от­ветственности за определенную территорию.

^ Правопреемство возникает:

• при объединении существующих государств;

• при разделе государств;

• при отделении части государства;

• при переходе части территории одного государства к другому государству.


^ Тема 5. МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ 13. Международно-правовые средства разреше­ния международных споров

Термин «межд. споры» употребляется в узком и широ­ком смысле.

Во-первых, это ситуация, которая характеризуется конкретными участниками, достаточно четкими взаим­ными претензиями, определенным предметом.

Во-вторых - любые конфликтные межгосударствен­ные отношения.

В Уставе ООН для квалификации конфликтных отноше­ний используются понятия «спор» и «ситуация». Спор име­ет место в том случае, если государства взаимно предъ­являют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. «Ситуация» - более широкое понятие, чем «спор».

Споры делятся на юридические и политические. Здесь учитывается то, какие моменты преобладают в споре: юридические или политические.

Межд. юридические споры разрешаются средствами арбитража и суда, политические споры разрешаются го­сударствами путем переговоров.

В соответствии с нормами МП все государства обяза­ны разрешать возникающие между ними разногласия мирными средствами.

Мирные средства делятся на:

1) согласительные средства - спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения.

Переговоры - прямой контакт сторон в целях дости­жения взаимно приемлемого соглашения. Как правило, споры решаются по дипломатическим каналам. Перего­воры могут проводиться и на конференциях, а также пу­тем обмена посланиями.

Консультации - разновидность переговоров, отли­чающаяся меньшей формальностью. Зачастую предше­ствует приговорам.

^ Добрые услуги - деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта между спорящими. Мо­жет оказывать как государство, так его должностное лицо или организация. Согласие на оказание добрых ус­луг должно быть получено у всех участников спора.

Посредничество - способ решения спора, при кото­ром третья сторона участвует в целях согласования вза­имных претензий и внесения собственных, приемлемых для сторон предложений. Посредниками могут быть как государства, так и межд. органы и организации, а также отдельные лица. Особенность посредничества - нефор­мальность и конфиденциальность. Предложения по­средника необязательны для сторон.

^ Установление фактов - процедура, Применяемая в случа­ях, необходимых для установления фактов, лежащих в осно­ве спора, в частности: установление фактов нарушения согла­шений. Обычно создается комиссия по установлению фактов.

Примирение сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно осуществляется согласитель­ной комиссией;

2) судебные средства. Если при согласительной про­цедуре главное состоит в достижении соглашения меж­ду сторонами, основанное на их взаимной воле, то при судебном разрешении стороны основывают соглашение на императиве суда.


^ 14. Судебное разрешение международных спо­ров. Разрешение споров в рамках междуна­родных организаций

Судебные средства примирения осуществляются в формах:

межд. арбитража - третейского суда для рассмотре­ния споров, сторонами которых являются государства и межд. организации. Состав и порядок арбитража опре­деляются соглашениями сторон:

межд. суда - учреждения, действующего на постоян­ной основе, состоящего из независимых судей, призван­ного разрешать межд. споры на основе МП и принимать юридически обязательные решения. Межд. суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независи­мых судей, избранных вне зависимости от их гражданст­ва из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетво­ряющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являю­щихся юристами с признанным авторитетом в области МП.

Суд избирает Председателя и вице-председателя на три года с правом их переизбрания.

Несмотря на высокое значение межд. суда, его реше­ния необязательны для сторон. Кроме того, суд не впра­ве рассматривать дела по собственной инициативе. Ре­шения суда основаны на нормах МП и на справедливо­сти. Решения суда окончательны и обжалованию не под­лежат.

^ Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание мира и ему принадлежит основная роль в решении споров в этой области. Совет может рассле-

довать любой спор или ситуацию, которая может вы­звать трения или спор между государствами. По взаим­ному согласию сторон спор может быть передан на рас­смотрение Совета Безопасности. Любой член ООН впра­ве сообщить Совету о наличии ситуации или спора, имеющих существенное значение для поддержания мира.

^ Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любой вопрос в пределах Устава ООН, включая и споры. Она может дать рекомендации по разрешению спора и ситуа­ции. Генеральная ассамблея вправе привлечь внимание Совета Безопасности к ситуации.

Секретариат осуществляет функцию примирения че­рез Генерального секретаря ООН.

В разрешении межд. споров и ситуаций активное уча­стие принимают и специализированные органы ООН.

Большая роль в разрешении споров принадлежит ОБСЕ. В рамках ОБСЕ в 1992 г. была учреждена Палата примирения и арбитража, которая состоит из Бюро, при­мирительной и арбитражной комиссий. До обращения в Палату стороны должны принять меры по переговорам. Только после этого возможна передача спора в комис­сию по примирению, которая состоит из представителей сторон посредников. Деятельность комиссии не являет­ся судебной, а является политической. Результаты ра­боты комиссии являются предложениями по мирному урегулированию спора. В случае согласия одной из сто­рон с этим решением они передаются на рассмотрение Совету министров ОБСЕ. Юрисдикция арбитража при Палате факультативна. Стороны могут передать спор на рассмотрение арбитража по своему согласию.


Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ f

^ 15. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г.

Одной из самых распространенных форм правового сотрудничества государств и иных субъектов МП явля­ется заключение межд. договоров и соглашений. Межд. договор - это явно выраженное соглашение между дву­мя или несколькими субъектами МП, регулирующее их отношения путем создания взаимных прав и обязанно­стей в политической, культурной и других областях. Межд. договор является основным источником МП. В то же время это важный инструмент осуществления внеш­ней функции государств. В настоящее время в мире на­считывается свыше полумиллиона межд. многосторон­них и двусторонних договоров. Основными источниками права межд. договоров являются: Венская конвенция о праве межд. договоров 1969 г.; Венская конвенция о пра­вопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.; Венская конвенция о праве договоров между государст­вами и межд. организациями или между межд. организа­циями 1986 г. Необходимо иметь в виду, что положения, касающиеся порядка заключения, исполнения и денон-. сации международных договоров РФ, содержится также в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «О межд. договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.

^ Венская конвенция 1969 г. подчеркивает важную роль межд. договоров как средства мирного сотрудниче­ства между государствами независимо от различия их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие как поря­док заключения межд. договоров, их значение для треть­их государств, основания недействительности догово­ров, право на оговорку, закрепляет такие новые момен­ты, как участие в договоре не признающих друг друга го-

сударств, право государств на участие в универсальных договорах, функции депозитария' и другие важные во­просы права межд. договоров. Конвенция 1969 г. являет­ся основным источником права межд. договоров:

Объектом межд. договора являются, как правило, от­ношения субъектов МП по поводу материальных и нема­териальных благ, действий и воздержания от действий.

^ Классификация и виды межд. договоров.

1. По количеству участников: двусторонние; многосторонние.

2. По вопросам, в них рассматриваемых: общие многосторонние договоры; договоры, имеющие глобальное значение; специальные договоры.

3. По территориальному влиянию: универсальные; региональные;

локальные.

4. По доступности участия в межд. договоре: открытые;

закрытые.

^ Объект межд. договора определяется по его наимено­ванию или исходя из содержания общих положений. Сто­ронами межд. договора могут быть только субъекты МП.

^ Наименования межд. договоров в зависимости от содержания.

Пакт - военно-политический договор.

Соглашение - межправительственный договор по эко­номическим вопросам.

Конвенция - договор по техническим (процессуаль­ным!) вопросам.

Картель - договор о выдаче преступников и о военно­пленных.

Конкордат - договор, заключенный с Ватиканом.


^ 16. Стадии заключения международных догово­ров. Ратификация. Вступление в силу. Регист­рация

Заключение международного договора (МД) озна­чает все действия государства, начиная от перегово­ров и кончая вступлением договоров в силу. Процесс заключения МД может быть разделен на стадии. К ним относятся составление и принятие текста до­говора, установление аутентичности текстов догово­ра и выражение согласия на обязательность до­говора.

Как правило, заключению договора предшествует до­говорная инициатива, т. е. предложение одного госу­дарства или группы государств заключить определен­ный договор с одновременным представлением проек­та текста договора. Подготовка текста договора осу­ществляется путем переговоров через обычные дипло­матические каналы, на межд. конференциях и в межд. организациях. Принятием текста договора заканчива­ются, в сущности, переговоры между государствами от­носительно подготовки этого текста. Межд. практика выработала новую форму принятия текста договора на межд. конференциях и в межд. организациях - приня­тие текста договора без голосования, путем согласова­ния позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников. Такая форма принятия текста договора получила название консенсуса.

После завершения переговоров необходимо устано­вить аутентичность МД. Тексты договора оформляются на языках участников договора, при этом разноязычные

тексты должны по своему логическому содержанию со­ответствовать друг другу.

Последней стадией заключения договора является выражение согласия государств и других субъектов МП на обязательность договора. Установлены следующие способы выражения согласия: подписание договора, об­мен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились стороны.

Наиболее распространенным способом выражения со­гласия на обязательность договора является его подпи­сание. Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация. В со­ответствии с Венскими конвенциями ратификация - это межд. акт. Ратификация означает, в сущности, ту проце­дуру, которую МП признает необходимой для того, что­бы договоры стали обязательными. Это предполагает обмен ратификационными грамотами в случае двусто­ронних договоров и их сдачу на хранение депозитарию в случае многосторонних договоров. В результате рати­фикации МД приобретает для государства обязательную силу.

XX столетие характеризуется тем, что МД стали ре­гистрироваться. До Второй мировой войны регистра­цией договоров занимался Секретариат Лиги Наций. С образованием ООН государства, являющиеся ее членами, обязаны регистрировать свои договоры в Секретариате ООН. Если договор не зарегистрирован, то государства не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН.


^ 17. Форма и структура международных догово­ров. Оговорки

Форма международных договоров. Договор заклю­чается, как правило, в письменной форме, но Венская конвенция о праве МД признает и устную форму (так на­зываемое джентльменское соглашение). Однако догово­ры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письмен­ная, поскольку только в письменной форме четко и кон­кретно фиксируются права и обязанности сторон.

МД представляет собой единую систему взаимосвя­занных норм, которые все вместе и каждая в отдельно­сти обязательны для сторон.

К структуре договора относятся его составные части, такие как:

1) преамбула;

2) содержание договора;

3) заключительная часть;

4) приложения.

Важной частью договора является преамбула, по­скольку в ней часто формулируются мотивы заключения и цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения догово-

ров, срок действия, язык, на котором составлен текст до­говора, и т. д.

МД часто имеют приложения (содержат технико-юри­дические нормы по выполнению условий договора) в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д. Приложения могут являться не­отъемлемой частью договора, если об этом прямо ука­зывается в самом тексте договора.

Оговорка - одностороннее действие, посредством ко­торого государство желает исключить из текста договора положение, которое, по его мнению, противоречит тексту договора или по другим основаниям

Оговорка может быть сделана с условиями.

1. Если договор прямо не запрещает оговорок, а также при подписании, ратификации, утверждении и присоединении к МД.

2. Если договор подлежит ратификации, то оговорка, сделанная при подписании, должна быть воспроизведена в ратификационной грамоте.

3. Если договор заключен между ограниченным числом участников или если из объекта и целей следует, что он должен применяться между отдельными участниками, то договор должен приниматься всеми участниками договора, однако если одна из сторон возражает против оговорки, то это не препятствует участию государств в этом договоре, но между тем государством, которое возражает против оговорки, и государством, которое эту оговорку приняло, правоотношение по вопросу оговорки не действует.

4. Участник, сделавший оговорку, вправе в любой момент ее снять. Право на оговорку является суверенным правом каждого государства.


1 ^ 18. Недействительность, прекращение и приоста­новление действия международных догово­ров. Денонсация

Действительным считается МД, если он в целом или в какой-либо части не противоречит основным принципам или императивным нормам МП. Одним из важнейших усло­вий действительности договора является соблюдение ус­тановленных правил его заключения. Венская конвенция 1969 г. указывает конкретные обстоятельства недействи­тельности МД. МД является недействительным, если:

- он заключен с явными нарушениями внутренних кон­ституционных норм;

- согласие на обязательство по договору дано по ошибке;

- государство заключило договор под влиянием об­манных действий другого участвующего в перегово­рах государства;

- согласие государства было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством;

- согласие представителя получено под принуждени­ем или угрозами, направленными против него;

- договор в момент заключения противоречил основ­ным принципам МП.

Прекращение действия МД есть утрата его ■ юридиче­ской силы.

Прекращение договора возможно в следующих случаях:

1. При исполнении МД.

2. При истечении срока договора.

3. При обоюдном согласии сторон.

4. При возникновении новой императивной нормы общего МП.

5. Денонсация договора означает правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре, осуществляется высшим органом государственной власти, с уведомлением контрагента.

6. Признание договора недействительным в силу принуждения государства к его подписанию, обмана, ошибки, противоречия договора норме jus cogeiu.

7. Прекращение существования государства или изменение его статуса.

8. В силу коренного изменения обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, и в результате изменения обстоятельств при нарушении договора стороной, ссылающейся на эти обстоятельства.

9. Аннулирование - признание договора недействительным в одностороннем порядке. Правомерными основаниями являются: существенное нарушение контрагентом обязательств по договору, недействительность договора, прекращение существования контрагента и т. д.

10. Наступление отменительного условия; в договоре может быть предусмотрено условие, при наступлении которого прекращается действие договора.

11. Приостановление договора - прекращение его действия на определенное (неопределенное) время. Это временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Приостановление действия договора имеет следующие последствия (если участники не согласились об ином):

- освобождает участников от обязательства выпол­нять его в течение периода приостановления;

- не влияет на другие установленные договором пра­вовые отношения между участниками.


^ Тема 7. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗАЩИТА 19. Понятие прав и свобод человека и их класси­фикация

Права человека с позиций МП - это права, существенные для характеристики правового положения лица в любом со­временном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть пре­доставлены индивидам и закреплены в национальных зако­нах. Права человека - одна из отраслей современного МП, которая объединяет отрасли и нормы, закрепляющие основ­ные и производные права человека и определяющие стан­дарты демократии в межд. и национальных системах.

В современных условиях межд.-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку боль­шинство демократических государств признает в качест­ве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.

Права и свободы человека обладают особым юриди­ческим качеством: они незыблемы. В соответствии с Конституцией РФ они «неотчуждаемы и принадлежат ка­ждому от рождения». При этом ни межд. договор, ни нор­мы внутреннего права не могут нарушать или ущемлять основные права и свободы человека.

В межд.-правовых документах традиционно сохраня­ется классификация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

- естественные права: право на жизнь, на свободу и т. д.;

-гражданские права: право на правосубъектность, право на судебную защиту, неприкосновенность жи­лища, переписки и т. д.;

- политические права: свобода передвижения и выбора места жительства, право убежища, право гражданства, свободы мысли, совести, право ассоциаций, право на участие в управлении своей страной, право голоса;

- экономические права: право собственности, свобода предпринимательства;

- социальные права: право на социальное обеспечение, право на труд, на свободный выбор работы и т. д.;

- культурные права: право на свободное участие в культурной жизни общества, право на защиту своих моральных и материальных интересов и т. д.

^ Межд. документы в области прав человека: Устав ООН;

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

Межд. пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

Межд. пакт об экономических, социальных и культур­ных правах 1966 г.;

Иные межд. договоры (например, Конвенции МОТ).

В МП существует концепция трех поколений прав че­ловека.

К первому поколению прав относят гражданские и по­литические права. Они подлежат реализации в государст­ве для обеспечения его демократического устройства.

Ко второму поколению прав относят экономические, социальные и культурные права. Реализация данных прав требует определенных социальных, экономических и культурных условий,

К третьему поколению прав относятся так называе­мые коллективные права. Данные права принадлежат крупным объединениям индивидов (народам, нациям). Так, к коллективным правам относятся право на самооп­ределение, право свободно распоряжаться своими есте­ственными богатствами.


^ 20. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка

Всеобщая декларация прав человека 194? г. относится к резолюциям межд. организаций, имеющим рекоменда­тельный характер. Генеральная Ассамблея ООН провоз­гласила Всеобщую декларацию прав человека в качест­ве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем чтобы каждый чело­век и каждый орган общества стремились путем просве­щения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и межд. прогрессивных мероприятий всеобщего и эффек­тивного признания и осуществления их как среди наро­дов государств - членов ООН, так и среди народов тер­риторий, находящихся под их юрисдикцией.

Декларация провозгласила право каждого человека на свободу и равенство вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеж­дений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит.

Декларация содержит следующие общие основные права человека.

Право на жизнь и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его дос­тоинство обращению и наказанию.

Право на равную защиту закона, на эффективное вос­становление в правах компетентными национальными

судами в случаях нарушения его основных прав. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задер­жанию или изгнанию. Каждый человек, обвиняемый в со­вершении преступления, имеет право считаться неви­новным до тех пор, пока его виновность не будет уста­новлена законным порядком.

Никто не может подвергаться произвольному вмеша­тельству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репута­цию.

Право свободно передвигаться и.выбирать себе место­жительство в пределах каждого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвра­щаться в свою страну, искать убежища от.преследова-ния в других странах и пользоваться этим убежищем.

Право на гражданство; на охрану семьи; на свободу мысли, совести и религии; на свободу убеждений и на свободное их выражение; на свободу мирных собраний; право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно из­бранных представителей; право на труд, на справедли­вые и благоприятные условия труда и на защиту от без­работицы, на равную оплату за равный труд; право на образование.

Морально-политический авторитет Декларации очень высок, и государства с ней считаются, хотя формально она не налагает на них юридических обязательств. До­вольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декларации прав человека превратились в межд. обычай.


21. Международный пакт об экономических, соци­альных и культурных правах человека 1966 г. Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах человека 1966 г. Межд. пакт об экономических, социальных и куль­турных правах человека содержит:

1) экономические права:

- право на владение имуществом;

- право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и др.;

2) социальные права:

- право на труд и свободный выбор профессии;

- право? на равную оплату за равный труд;

- правосвободно создавать профессиональные союзы;

-право на справедливое и удовлетворительное воз­награждение, обеспечивающее достойное человека существование;

- право на вступление в брак и создание семьи;

- право на защиту материнства и детства;

- право на отдых и досуг;

- право на жизненный уровень, необходимый для под­держания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);

- право на социальное обеспечение на случай безработи­цы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления ста­рости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и др.;

3) культурные права:

- право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художест­венных трудов автора;

- право на образование;

- право на участие в культурной жизни;

- право на пользование результатами научного про­гресса и их практического применения и др.

^ Межд. пакт о гражданских и политических правах

содержит:

1) гражданские права:

- право на жизнь;

- право на неприкосновенность личности;

- свобода личности;

- свобода передвижения;

- равенство перед судом;

-право на презумпцию невиновности, пока винов­ность не будет доказана;

- право на безопасность личности;

- право на свободу от произвольного ареста, задержа­ния или изгнания;

- право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;

- право на свободу от произвольного вмешательства в лич­ную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;

- право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловеч­ного и унижающего человеческое достоинство обра­щения и наказания;

2) политические права:

- право на участие в управлении своей страной;

- право на равный доступ к государственной службе в своей стране;

- право на свободу убеждений и свободное их выражение;

- право на свободу мирных ассоциаций и собраний и др.

В некоторых случаях допускаются те или иные ограниче­ния прав и свобод. Так, в Межд. пакте о гражданских и поли­тических правах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвертуты только таким огра­ничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного по­рядка, здоровья или нравственности населения.


22. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. и апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г. Конвенция о предупреждении преступления гено­цида и наказании за него 1948 г. устанавливает, что под геноцидом понимаются следующие действия, совер­шаемые с намерением уничтожить полностью или час­тично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

• убийство членов такой группы;

• причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

• предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

• меры, рассчитанные на предотвращение деторожде­ния в среде такой группы;

• насильственная передача детей из одной человече­ской группы в другую.

Наказуемы следующие деяния:

1) геноцид;

2) заговор с целью совершения геноцида.

Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных деяний, подлежат наказанию, независи­мо от того, являются они ответственными по конститу­ции правителями, должностными или частными лицами.

Апартеид - это политика и практика расовой сегрега­ции и дискриминации. ^ Межд. конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. относит к «преступлению апартеида» следующие акты:

• лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности;

• умышленное создание для расовой группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее или их полное или частичное физическое уничтожение;

• любые меры законодательного характера, препятст­вующие участию расовой группы или групп в полити­ческой, социальной, экономической и культурной жизни страны;

• любые меры, в том числе законодательного характе­ра, направленные на разделение населения по расо­вому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, за­прещения смешанных браков между членами раз­личных расовых групп, экспроприации земельной собственности;

• эксплуатация труда членов расовой группы;

• преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за то, что они выступают против апартеида.

^ Конвенция о запрещении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. устанавливает, что пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страда­ние, чтобы получить от него или от третьего лица сведе­ния или признания, наказать его за действие, которое со­вершило оно или третье лицо или в совершении которо­го оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должност­ным лицом или иным лицом, выступающим в официаль­ном качестве, или по их подстрекательству, или с их ве­дома или молчаливого согласия.


^ 23. Международные стандарты прав человека., Международные процедуры и механизмы за- f щиты прав человека

Межд.-правовые обязательства, развивающие и кон­кретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют межд. стандартами (МС) в области прав че­ловека. Это обязательства не только предоставлять ли­цам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо оп­ределенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, на­циональной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). В соответствии с Уставом ООН государства обя­зуются соблюдать МС прав человека. Вопрос соблюде­ния прав человека отнесен к внутренней компетенции го­сударства. Если для соблюдения одних прав (граждан­ских и политических) государства должны приложить ми-нимальныые усилия - принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, соци­альных и политических) необходимы прежде всего эко­номические и культурные предпосылки.

МС могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стан­дарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими,, конкрет­ными (стандарты в рамках общеевропейского процесса).

МС обычно закрепляются в различного рода докумен­тах, как являющихся источниками МП, так и носящих морально-политический характер.

При этом следует учесть, что индивид не является, субъектом МП и МП обязывает государство обеспечить

реализацию его прав. В исключительном случае, если государство не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан, МП предусматривает непосредственное приме­нение своих норм при помощи межд. органов. Существует два уровня межд. защиты прав человека:

- универсальный;

- региональный.

На универсальном уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и соци­альный совет - ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).

Примером регионального уровня защиты может слу­жить работа Совета Европы. Первой инстанцией при рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европей­ская комиссия по правам чеповека. Право на обращение в данную комиссию имеют государства, а также отдель­ные индивиды.

После рассмотрения дела в комиссии любое заинтере­сованное лицо вправе обратиться в Европейский суд по правам человека. Обеспечение исполнения решений указанных органов возложено на Комитет министров Со­вета Европы.

Существует три основные меры контроля за соблюде­нием прав человека:

- рассмотрение в ООН периодических докладов госу­дарств;

- рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;

Тема 8. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ 24. Право внешних сношений: понятие, источни­ки, институты, субъекты Право внешних сношений регулирует официальные межгосударственные отношения. Право внешних сноше­ний - одна из наиболее старых отраслей МП. Она являет­ся результатом дипломатической деятельности, которая возникла как совокупность официальных контактов между государствами в мирное время еще в глубокой древности.

Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные части:

а) дипломатическое право;

б) право специальных миссий;

в) дипломатическое право в его применении к отношениям государств с межд. организациями или в рамках международных конференций;

г) консульское право.

Важным является то, что внешние сношения государства, имеющие официальный характер и осуществляемые специ­альными органами, следует отличать от так называемых ин­тернациональных связей, в которых могут участвовать инди­виды и общественные организации («народная диплома­тия»). Во внешних сношениях государство выступает как це­лостное образование, как единый социальный организм, об­ладающий в силу своего суверенитета межд.-правовой пра­восубъектностью, которая, как и сам суверенитет, не может расщепляться на отдельные части в виде правосубъектно­сти на межд. арене органов государства, выполняющих функции организации внешних сношений.

Основными институтами права внешних сношений являются дипломатическое и консульское право. ^ Дипло-

матическое право необходимо для реализации госу­дарством права посольства, которое состоит из:

- активного права - это право государства открывать дипломатические представительства за рубежом;

- пассивного права - это право государства прини­мать иностранные посольства.

Дипломатическое право состоит из норм обычного пра­ва, которые кодифицированы в следующих конвенциях: Венской конвенции о дипломатических сношениях

1961г.;

Конвенции о специальных миссиях 1969 г.;

Конвенции о предотвращении и наказании преступле­ний против лиц, пользующихся межд. защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Консульское право - совокупность норм, регулирую­щих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консульское право состоит из норм обычного права, которые кодифициро­ваны в следующих конвенциях:

Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.);

различных двусторонних консульских конвенциях меж­ду государствами.

Консульские отношения представляют собой межд. административно-правовые отношения, предназначен­ные для защиты прав и интересов физических и юриди­ческих лиц одного государства на территории другого.

Консульские отношения могут существовать и при отсутст­вии между государствами дипломатических отношений (на­пример, в случае признания государства де-факто). Тем не менее установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.


^ 25. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств

Органы внешних сношений государства подразделя­ются на внутригосударственные и зарубежные.

Первые постоянно находятся на территории данного государства и, в свою очередь, разделяются на консти­туционные и специализированные. Первые образу­ются каждым государством автономно. Их существова­ние прямо предусмотрено конституцией государства. Создание специализированных органов оформляется также актами внутреннего права, однако само их появле­ние зависит в определенной степени от существования соответствующих межд. договоров, на основании кото­рых данное государство, будучи их участником, осущест­вляет внешние сношения в какой-либо специальной об­ласти.

К конституционным относятся высший законода­тельный орган, глава государства, правительство и его глава.

Традиционными полномочиями парламентов в облас­ти внешних сношений считаются: решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация межд. договоров; определение расходов на внешнепо­литические мероприятия.

^ Глава государства осуществляет высшее предста­вительство государства в межд. отношениях. Разде­ленная между главой государства и парламентом ком­петенция включает такие вопросы, как объявление войны, ратификация межд. договоров и др. Согласно МП глава государства (равно как и глава правительст­ва, и министр иностранных дел) представляет свою

страну по вопросам внешних сношений ex officio (no должности).

^ Глава правительства и правительство в целом на­мечают основные направления внешней политики и вно­сят соответствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организу­ют выполнение и контроль за принятыми внешнеполити­ческими решениями. '

^ Специальные внутригосударственные органы внешних сношений представляют государство только в одной области его внешних связей. Специальными внут­ригосударственными органами внешних сношений могут быть министерства и ведомства в рамках, устанавливае­мых внутригосударственным законодательством. Напри­мер, ведомство иностранных дел - орган непосредст­венного оперативного руководства внешними сношения­ми государства.

^ Зарубежные органы внешних сношений государств подразделяются на две группы - постоянные и вре­менные. Постоянные: дипломатические представитель­- ства государств, аккредитованные в странах, с которы­ми поддерживаются дипломатические отношения (по­сольства и миссии); консульские представительства, торговые представительства; постоянные представи­тельства государств при межд. организациях. Времен­ные: различные специальные миссии, направляемые в другие государства для участия в церемониальных ме­роприятиях, ведения переговоров и др.; делегации и группы наблюдателей на межд. конференциях; делега­ции для участия в работе сессий межд. организаций и их органов и т. дг


^ 26. Дипломатические представительства. Дипло­матические привилегии и иммунитеты. Дипло­матический корпус

Дипломатическое представительство (ДП) - это ор­ган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними.

Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией. По прибытии в страну пребывания представитель должен получить аг­реман - согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Стра­на пребывания вправе отказаться без мотивировки от вы­дачи агремана. После получения агремана дипломатиче­ский представитель получает от главы своего государства верительную грамоту - документ, удостоверяющей его полномочия, которые затем вручаются главе государства назначения. Один экземпляр верительной грамоты вруча­ется главе МИДа, другой - главе государства.

Миссия ДП прекращается по инициативе его государ­ства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по ини­циативе страны пребывания (признание представителя persona поп grata).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: