Каковы различия в необходимости реформирования образования Германии и России? Каково отношение к Болонскому процессу в обеих странах?

Необходимо сразу же оговориться, что не везде в Германии идея заимствования англосаксонской системы бакалавриата и магистрата и отказа от «хорошего старого диплома» была встречена на ура. Но спустя 8 лет после подписания первого Болонского заявления академическое сообщество в Германии в целом пришло к консенсусу, что этому процессу не имеет смысла противиться – его нужно использовать с максимальной пользой для себя.

Проблемы на немецком рынке труда, в том числе появление неудовлетворённого спроса предпринимателей на молодых и высококвалифицированных специалистов, привели к переосмыслению необходимости реформ, что способствовало большей открытости и позитивной настроенности в отношении перемен. Окончательно подавил сопротивление университетских ректоров факт хронического недофинансирования немецкого образования. Иными словами, у Германии не было выбора.

Примечательно, что те реформы, которые предстоят немецкой образовательной системе, содержательно противоположны тому, что предстоит сделать в России. В Германии ожидаются изменения, благодаря которым немецкая высшая школа должна стать более стандартизированной и вписаться в более жёсткие структурные рамки, чем будет в некоторой степени ограничена прежняя свобода образовательного процесса. В России, как мне представляется, речь идёт об изменении многих образовательных традиций и стандартов, что делается с целью достижения соответствия требованиям модульного образования и прозрачности самого процесса обучения. В среднесрочной перспективе это может привести к разрушению структуры фиксированных студенческих групп в России, так как она не соответствует требованиям индивидуального подхода к формированию образовательного процесса. В России реформа означает отход от чрезвычайно широкого предложения в сторону ограниченного, более строгого, но в любом случае и более ориентированного на результат образовательного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: