Д) Феномен интеллекта

Более активная направленность на принятие решений, на выбор будет обуславливать большую ясность сознания. Чем выше ясность сознания, чем чаще находится человек в состоянии ясного сознания, тем большее значение в его жизни играет именно сознательная деятельность. Однако, согласно схеме движений Н.А.Бернштейна, это наиболее энергозатратный механизм. Для людей, в меньшей степени направленных на принятие решений, на выбор характерна меньшая ясность сознания. В их жизни большую роль в их жизни будут играть подсознательные и бессознательные процессы. К тому же каждый человек имеет свои границы ясного и смутного сознания и свои временные интервалы, определяющие его нахождение в состоянии ясного сознания.

Способности человека к удержанию ясного сознания, способность направления мыслительной активности и удержание этого направления обуславливают его интеллект. При этом интеллект является сложной психической функцией, связанной с восприятием многомерности окружающего нас мира. Он является интегратором всей информации, поступающей от анализаторов, связывая её в единое целое и, создавая на основе этой информации единую картину мира. Деятельность интеллекта направлена на обобщение и создание целостной картины мира, но это не столько реальная картина мира, сколько обобщение, гештальт всего того, что находится в сознании в данный момент в ущерб детальности восприятия.

Филогенетически интеллект, по-видимому, взаимосвязан с ориентировочным рефлексом, возникшим из жизненной необходимости выделения в окружающем пространстве каких-либо изменений, новшеств и, прежде всего, движений в окружающем мире, необходимости оценки опасности всего, что может двигаться. Возникновение интеллекта, по-видимому, взаимосвязано с направленностью организма на предотвращение энергопотерь, их компенсацией, путём использования, утилизации нервного напряжения, возникающего из-за действия ориентировочного рефлекса. Подтверждение этому можно найти в онтогенезе, сравнив развитие впечатлительности с развитием интеллекта, а также угасание этих функций, сравнив обратную зависимость интеллекта и силы ориентировочной реакции.

Рассмотрение эволюции и, особенно участок человеческой истории, приводят к выводу, что усложнение, дифференцирование движений ведёт к более полному восприятию многомерности окружающего нас мира, что приводит к развитию интеллекта. Таким образом, интеллект является более поздним филогенетическим образованием, чем собственно сознание. Для интеллекта характерна самая высокая взаимосвязь с информационными процессами в процессе информационно-энергетического обмена, осуществляемого сознанием.

Естественно, что на каждой из своих филогенетических ступенек развитие сознания и интеллекта качественно отличается. Однако представляется нецелесообразным считать сознание и интеллект обособленным человеческим феноменом, возникшем из ниоткуда. Поиск их филогенетических корней может дать много для понимания психики человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: