Предприятие осуществляет производство и экспорт следующих видов продукции:
Чистошерстяные и полушерстяные ткани (костюмные и плательные с вложением шерсти, лавсана, вискозы, льна).
Ткани спецназначения (для пошива фирменной одежды юстиции, обороны, внутренних дел, гражданской авиации, ж/д транспорта, таможенной службы, охраны и другие).
Пряжа трикотажная и ткацкая гребенная полушерстяная и чистошерстяная.
Ватин холстопрошивной.
Роль продукции, поставляемой на экспорт проиллюстрирована таблицей 3.
Таблица 3. Объем производства и экспорта продукции ОАО «Камволь».
Наименование продукции и показатели | Единица измерения | 2000 год отчет | 2001 год прогноз | Темп роста 2001 г. в % к 2000 г. |
Объем производства | натур. т.п.м. | 3605,9 | 110,9 | |
в т.ч. | ||||
на экспорт | натур. тыс. $ | 1692,4 5706,5 | 1877,4 5934,6 | 110,9 104,0 |
Таким образом, из таблицы 3 видно, что доля экспорта в объеме производимой продукции в 2000 году составила 47% (практически половина производимой продукции).
Продукция комбината поставляется как на внутренний рынок, так и в страны Дальнего и ближнего зарубежья. До 1991 года Камвольный комбинат поставлял свои ткани во все республики Советского Союза. Но после распада СССР многие республики отказались импортировать продукцию Камвольного комбината и стали ориентироваться на поставщиков из европейских стран. С 1991 года конкуренция на рынках сбыта продукции ОАО «Камволь» значительно обострилась. Свою продукцию на рынок удается поставлять не только Польше, но и странам Дальнего Востока (Япония, Китай). Кроме того комбинату приходится конкурировать с российскими производителями. При этом нельзя сказать, что продукция ОАО «Камволь» обладает бесспорным преимуществом по сравнению с продукцией других экспортеров. Такая ситуация явилась следствием ошибки, допущенной сразу после распада СССР: необходимо было всеми силами стараться сохранить свои позиции на ранее существовавших рынках сбыта.
В настоящее время основным рынком сбыта продукции ОАО «Камволь» является Россия. Шерстяные ткани в России всегда были популярны. Это объясняется тем, что значительная часть территории России находится в зоне прохладного и холодного климата и одежда из шерсти и шерстяных тканей была и остается для россиян весьма актуальной.
Потребление тканей в России было всегда выше по сравнению с другими республиками бывшего СССР. Например, в середине 80-х, в среднем по России, на душу населения в год приходилось около 2,7 кв.м. шерстяных тканей, а в большинстве республик Закавказья и Средней Азии - 1,7 - 2 кв.м. При этом всегда выделялась Латвия как республика, производящая много шерстяных тканей весьма хорошего качества.
В настоящее время спрос на шерстяную ткань растет. Потребители привлекает их теплота и комфорт, натуральность и экологическая чистота. По мнению экспертов в этом году лидерами обновления станут ткани и цвет. Очень модными будут ткани с бархатистой поверхностью, мерцающими и переливающимися эффектами, материалов в классическую тонкую полоску и выразительную клетку. Все это означает, что производителей шерстяных тканей по-прежнему актуальными будут проблемы ассортимента. Ведь сейчас главным является не объем производства, а его структура. Точнее, на сколько структура производимых тканей соответствует предъявляемому спросу. В общем объеме производства тканей на долю шерстяных приходится всего 3%. Для сравнения хлопчатобумажные ткани занимают 70%. По потребительским свойствам подразделяются более чем на 10 групп (костюмная, платьевые, пальтовые, платочные, специальные, плащевые и т.д.) В 80-х не многим более половины объема производства составляли камвольные ткани и примерно 40% приходилось на долю тонкосуконного. Сейчас структура производства изменилась, и это связано с тем, что на протяжении многих лет производство камвольных тканей сокращалось более высокими темпами по сравнению с тонкосуконными. Набирает темпы производство тканей из шерстяной пряжи аппаратного прядения, а также из тонкой шерсти животных. Доля российских шерстяных тканей в общем объеме предложения была и остается высокой - более 80%. Доля импорта не велика и составляет примерно 15 - 18%. Импортируются традиционные группы тканей: пальтовые, костюмные чисто- и полушерстяные. Причем акцент делается на тонкосуконной ткани - примерно 2/3 закупок. География поставок - от Украины и Беларуси (ОАО «Камволь») до Румынии, Германии, Италии, США и др. Но Россия не только импортирует, но и экспортирует шерстяные ткани. При этом экспорт составляет примерно половину к объему импорта, так в 1989г. в Россию было импортировано примерно 8,5 млн. м. Шерстяных тканей, в т.ч. 70% пришлось на долю тонкосуконных и 30% - камвольных.
В настоящее время текстильная промышленность России примерно на 70% зависит от импортного сырья, в то время как ОАО «Камволь» работает на 100% импортном сырье.
Сегодня, в среднем по России, 1м российской ткани костюмной камвольной чистошерстяной стоит 220 рублей, платьевой камвольной полушерстяной - 160 рублей, пальтовой тонкосуконной полушерстяной - 300 рублей. Белорусские ткани, в среднем, несколько дороже российских, но дешевле других импортных тканей примерно на 40%. Не смотря на это, предприятию крайне сложно конкурировать с другими экспортерами, учитывая тот факт, что шерстяные ткани занимают лишь 4 % рынка тканей.
Изучение рыночной конъюнктуры работниками отдела маркетинга осуществляется в очень ограниченном объеме. Как правило отдельных целенаправленных исследований не проводится. Это связано с отсутствием свободных денежных средств для финансирования таких исследований.
Основными источниками информации о ценах, рынках, потенциальных клиентах, фирмах-конкурентах являются следующие:
1. Дилеры, работающие как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом,
2. Очень ценным источником информации являются выставки, ярмарки,
3. Также для получения информации могут обзваниваться фирмы-конкуренты,
4. Предоставление официальных запросов фирмам-конкурентам,
5. Поиск информации через интернет (Данная информация не является точной),
6. Запросы, направляемые в Торгово-промышленную палату,
7. Использование коммивояжеров (представители комбината направляются в отдельные регионы, представляют свою продукцию, собирают информацию о ценах, фирмах-конкурентах)
8. Информация о ценах конкурирующих предприятий может быть получена из журнала «Оптовик»,
9. Опрос швейных предприятий, которые являются покупателями продукции ОАО «Камволь», и в силу характера своей деятельности особо заинтересованы в изучении спроса на одежду (в том числе и ткани),
10. Анкетирование (данный способ не особо популярен на предприятии в связи с необходимостью значительных затрат времени, денег и людей, но полученная таким образом информация является самой достоверной).
На основании полученной информации отдел маркетинга формирует и направляет заказы производству. Но производство часто не выполняет заказы отдела маркетинга, так как от поставщиков было принято сырье более низкого качества, чем требовалось. В результате отдел маркетинга не может реализовать произведенную продукцию в силу ее несоответствия требованиям рынка. В свою очередь это вызывает затоваренность складов.