Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы обучения ученического актива в общеобразовательной организаци

Ведущей идеей содержания работы по программе является приобретение детьми навыков лидерского поведения, необходимых для жизни в современном мире.

Программа направлена на активизацию лидерского и творческого потенциала подростков, создание единого поля общения и взаимодействия ученического самоуправления с другими сообществами, организациями и объединениями, действующими на базе ОУ.

В числе основных задач программы - обогащение подростков системой понятий и представлений, с помощью которых они могли бы проанализировать собственную личность, свой коллектив и различные социально-педагогические ситуации; формирование у подростков умений, благодаря которым они могли бы организовать деятельность по своему направлению деятельности, а так же оптимальное общение и уметь конструктивно разрешать конфликты в коллективе.

Содержательная основа программы – формирование ЗУНов по реализации своих прав на управление ОУ; развивающая творческая деятельность, включающая спектр дел, которые позволяют развить у детей и подростков навыки лидерского поведения, организаторские умения, культуру поведения, навыки коллективной и управленческой деятельности.

При проведении занятий необходимо создавать условия для самовыражения, проявления активности каждым участником Школы актива.

Необходимо использовать формы работы, позволяющие активистам наиболее полно реализовывать свои умения и навыки:

- игры-тренинги - как вид групповой работы на приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для успешного общения и организации своей общественной деятельности;

- упражнения на развитие самостоятельности и на мотивацию выбора, построенные на моделях жизненных ситуаций;

- деловые игры, позволяющие в миниатюре моделировать взаимодействие с одноклассниками, педагогами и родителями, а так же ситуации постановки цели и принятия решения;

- игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить навыки коллективной слаженной работы;

- игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия;

- диагностика, позволяющая быстро оценить свое состояние, состояние собеседника;

- коллективно-творческие дела разнообразной направленности.

Наряду с практическими навыками необходимо помнить о интеллектуальном развитии активистов и лидеров ученического самоуправления. Лекции, беседы, семинары, конференции по проблемам развития ученического самоуправления, по методике его организации, по изучению нормативно-правовой базы и законотворчества в этой области должны стать неотъемлемой частью программы ШОА.

Следует также принять во внимание, что в процессе работы по программе необходимо участие не только педагогов и родителей – кураторов того или иного направления деятельности ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, но и специалистов в различных областях знаний и деятельности – психологов, юристов, социологов, специалистов муниципальных учреждений, специалистов в области науки и культуры.

Важным условием успешной реализации программы является выполнение ряда закономерностей, выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов деятельности по программе:

1. Воспитание лидера совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающим миром.

2. Целостность воспитательного влияния заключается в том, что с самого начала педагог/родитель-куратор демонстрирует детям и подросткам свое полное к ним доверие и отношение «на равных»; он выступает для активиста как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; куратор является активным участником группового взаимодействия; для содействия формированию лидерской позиции взрослый сам демонстрирует лидерское поведение.

3. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается активист ученического самоуправления; в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного коллектива позволяет практически каждому учащемуся реализовать свой творческий и лидерский потенциал.

4. Участие в ученическом самоуправлении – это источник жизнедеятельности коллектива, фактор, помогающий развитию коллектива и отдельной личности в нем.

5. Школа актива – это не только способ формирование коллектива единомышленников, способных вместе с педагогической и родительской общественностью управлять образовательным учреждением. Это приобщение к ценностям и традициям коллектива, развитие корпоративной культуры.

6. Одним из главных источников успеха программы ШОА является создание условий для обучения в различных формах, использование, как традиционных форм организации деятельности, так и нетрадиционных.

В процессе занятий в ШОА учащиеся имеют возможность:

- реализовать индивидуальные интересы, потребности, способности;

- приобрести опыт общения, получить знания и практические навыки правовой деятельности, организации различных дел и мероприятий;

- реализовать лидерский потенциал, получить навыки организаторской деятельности;

- реализовать свои творческие и художественные способности, участвуя в подготовке и проведении дел и мероприятий;

- получить навыки эффективного общения, создания благоприятной для взаимодействия психологической атмосферы;

- включиться в процесс сотворчества со взрослыми по управлению образовательным учреждением;

- научиться преодолевать стрессовые ситуации и урегулировать конфликты.

Итогом обучения по программе являются изменения в трёх основных сферах:

1. Образовательной - личностный рост участников, положительные изменения в обучении: динамика показателей уровня развития детей по принципу (в процентном выражении):

- не умел - научился

- не знал - узнал

- не имел - приобрел

2. Деятельностный (изменение взаимоотношений между учащимися и взрослыми в сторону взаимопонимания и сотрудничества).

3. Организационной (развитие школьного ученического самоуправления).

Программа обсуждается на педагогическом, родительском совете, на совете выборного органа ученического самоуправления образовательной организации и утверждается директором ОО.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ОБУЧЕНИЯ АКТИВОВ КЛАССОВ (ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ).

Учебно-тематический план ШОА имеет традиционную форму:

Тема Всего часов (в год) теория практика
1.        
         
ВСЕГО 72 часа (30%-для младшего и среднего звена 50%- для старшеклассников) (70% -50%)

Каждое занятие ШОА имеет 3 составляющие:

1. Обмен опытом (что в классе произошло с момента последний встречи; удалось ли реализовать и применить знания, полученные на прошлом занятии; есть ли какие-то предложения, пожелания у ребят класса?).

2. Теоретическая часть занятия (новый материал в соответствии с учебно-тематическим планом по данному направлению; форма обучения – в соответствии с возрастом активистов).

3. Практическая часть (закрепление теории; разработка, подготовка конкретного дела или мероприятия и т.д. - с использованием различных форм и технологий).

После каждого занятия ШОА на информационном стенде ОУ необходимо размещать информацию – краткий отчет о проделанной работы.


[1] Положение по этому конкурсу будет направлено дополнительно в образовательные организации, чьи программы выйдут в финал.

[2] Дипломы высылаются в электронном варианте на электронный адрес образовательной организации или муниципального отдела образования, указанный в заявке.

3 * В соответствии с Федеральным законом РФ «О персональных данных» от 28.06.2010 N 123-ФЗ предоставленные в заявке персональные данные используются для телефонной и электронной (интернет) связи и рассылки наградных документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: