Кризис начала 1990-х гг. Формирование новой российской государственности

После распада СССР и неуспеха режима "перестройки" Горбачева новое руководство России взяло курс на завершение объявленного в октябре 1991 г. перехода к рыночным отношениям и формирование либеральной модели государства. Этому способствовала новая расстановка политических сил. После ухода с политической арены КПСС (ее деятельность на территории России была приостановлена указом Президента Б. Н. Ельцина в августе 1991 г.), основные политические силы, отстаивавшие социалистический путь развития России, были дезорганизованы. Большая часть общества и та часть высшей бюрократии, которая оказалась у власти, выступали за продолжение реформ.

Осуществление радикальных реформ в экономике осложнялось рядом объективных факторов. Реформы проводились в достаточно сложной с точки зрения стартовых условий экономической ситуации. В начале 1990-х гг. экономика России находилась в состоянии полного развала: страна имела внешний долг более 70 млрд долл. США, отсутствовали золотые и валютные резервы, стремительно развивались инфляционные процессы, что привело к полному обесцениванию рубля.

Основным звеном разработанной осенью 1991 г. новым правительством России программы радикальных реформ стала реформа ценообразования, одним из авторов которой был Е. Т. Гайдар, считавший, что нерешительность Горбачева именно в этом вопросе являлась главной причиной провала начатых им экономических реформ. В качестве второго шага предусматривалось проведение приватизации государственной собственности, в том числе с участием иностранных инвесторов.

С точки зрения перспектив развития России выдвижение на первый план задачи создания широкого "среднего класса" было своевременным и не вызывало особых разногласий в обществе. Как уже не раз отмечалось, именно наличие такого класса обеспечило стабильность и устойчивость большинства западных демократий.

Однако решить эту задачу в условиях России оказалось делом непростым: этому препятствовали как сам характер экономики, так и отсутствие опыта рыночных отношений в стране.В целом неудачной оказалась начавшаяся осенью 1992 г. приватизация государственной собственности, предполагавшая наделение всех граждан России частью государственного имущества и сопровождавшаяся выдачей всем россиянам приватизационных чеков (ваучеров).Основной целью приватизации являлось стремление правительства резко сократить бюджетные расходы. Становление новой российской государственности проходило в обстановке затянувшегося противостояния новых институтов власти, прежде всего института президентства и сохранявшейся системы советов. В 1990 г. была принята Декларация о защите прав и свобод граждан, имевшая принципиальное значение с точки зрения создания предпосылок для становления в России основ правового государства. Важным шагом в этом направлении явилось начало судебной реформы. В ходе осуществления судебной реформы были учреждены такие новые органы, как Конституционный Суд, арбитражные суды, суд присяжных.Большим достижением нового руководства России стало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора, определившего принципы взаимоотношений между субъектами РФи обозначившего границы государства.

Осенью 1993 г. завершился важный по всем историческим меркам период отечественной истории - период советской власти. Наступает новый "постсоветский" период в истории российской государственности.

-----------------------------------------------------------------------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: