Молодой царь Алексей Федорович понимал отсталость Руси. Сам был западником по нраву. Произошла смена бояр и боярской думы. Стали приезжать восточные иерархи, которые просили создать в Москве типографию, т.к. султан запретил православным печатать книги, но разрешили католикам. Киевские монахи были также частыми гостями. Но Иосиф оставался в тени. Книгопечатание продолжалось. Но количество ошибок увеличивалось.
В Москве были протопопы (настоятели кремлевских соборов) Стефан Вонифатьев и Иван Миронов. Они собрали кружок ревнителей благочестия, целью которого было беспрекословное выполнение устава, частое произнесение проповедей. Выполнение устава привело к какофонии: в разных частях храма проходила та или иная часть богослужения. Протопопы Аввакум, Лонгин, Лазарь и другие приехали в Москву. Среди них оказался архимандрит Никон.
Никон родился в 1605 году в Новгороде. В миру - Никита. Внешне был похож на богатыря. По происхождению скорее всего был мордвином. Начинал свой путь приходским священником. Его дети пропали, и он с матушкой решили принять монашество. Уехал на Соловки. Подвизался в Кожно-езерский монастырь. Был начетчиком (грамотным человеком). Когда был по делам в Москве, его заметил Алексей Михайлович, который назначил его архимандритом Новоспасского монастыря, где находилась усыпальница Романовых. Царь попал под влияние Никона: стали друзьями (собинные друзья). Когда освободилась кафедра в Новгороде, его поставили там епископом. Украшал Софийский собор, однажды утихомирил народ во время бунта. За это его новгородцы полюбили. Он подал царю идею: мощи святителей Филиппа, Иова и Гермогена перенести в Москву. Тогда уже умер патриарх Иосиф, и его преемником стал Никон. Вначале он ломался, не хотел принимать кафедру, но все же согласился, только поставив условие – во всем и всегда слушаться.
|
|
Заняв патриаршую кафедру, Никон стал воплощать свою идею – возвеличить церковную власть. Считал, что Церковь должна иметь бо́льшую власть. Для этого нужны были деньги. В Соборном уложении 1649 года было оговорено, что патриарх ограничен в своей власти и что ограничены права Церкви на землевладение. Для Никона же была сделана поблажка. До Никона у Церкви было ок. 10 000 дворов, после него же стало ок. 25 000.
Новоиерусалимский монастырь – идея патриарха Никона о русском Иерусалиме. Хотел построить Кувуклию, Храм Воскресения.
Валдайский и Крестный на Кий-острове – монастыри, основанные также Никоном.
У Алексея Михайловича под влиянием греческий иерархов, которые посещали Москву, появился план: провести реформу. Царь стал приглашать греческий знатоков. Стали приезжать и проходимцы. Одним их таких оказался Арсений Грек. Его поставили главой типографии при Иосифе. Но вскоре раскрылось его темное прошлое, а именно его многочисленные переходы в католичество и мусульманство.
|
|
Никон поддержал идею царя. Стали переводить книги по современным греческим образцам, которые очень отличались от русских.
Идея реформы – во всем соответствовать грекам. Многие хотели, чтобы Алексей Михайлович освободил Константинополь и освятил Софийский собор. Но были обнаружены несоответствия.
Несоответствия греков и русских:
· Обрядовые:
1. Перстосложение
2. Сугубая Аллилуия
3. Хождение Крестным ходом: у русских по часовой стрелке, у греков – против часовой.
· В текстах:
1. В Символе веры у русских «И в Духа Святаго Истиннаго» и «Рожденна, а несотворена»
2. Исус, а не Иисус
3. «…и во́ веки веков»
4. Иной текст тропаря Пасхи
В 1653 году в начале Великого поста Никон написал циркуляр, по которому, читая молитву Ефрема Сирина, нужно делать 3 великих, потом 12 малых и потом 1 великий поклоны. В отличии от принятых 16 великих поклонов. Также в циркуляре было сказано, что хотелось бы, чтобы крестились троеперстием.
Этот циркуляр вызвал возмущение, в особенности у кружка ревнителей благочестия. Они начали жаловаться царю. И Алексей Михайлович был вынужден собрать Собор, на котором никто не мог сказать ни слова против реформы патриарха Никона. Один только епископ Коломенский Павел высказался против, за что был сослан в Великокаменный монастырь. Ревнителей благочестия разослали по разным краям. Там же они начали проповедовать о приходе в мир Антихриста.
За соблюдением новых обрядов следил сам царь.
Главная ошибка Никона – жесткость и бескомпромиссность.
Только духовник царя, Стефан Вонифатьев. Согласился с реформами царя и патриарха.
В 1658 году произошел разрыв между царем и патриархом, т.к. Алексей Михайлович начал замечать, что у Никона очень много власти. Однажды Никона царь не пригласил на очередное собрание. Никон послал боярина. А того слуга ударил по голове палкой. Никон был разъярен. На следующий день царь не пришел на богослужение. Он же и лишил Никона титула «Великий Государь».
Никон, обидевшись, ушел в Новоиерусалимский монастырь. Многие молили его вернуться.
До 1666 года Русская Церковь была без предстоятеля.
В Новоиерусалимском монастыре у Никона была типография, поэтому реформа продолжалась.
Протопопы (ревнители благочестия) были даже возвращены в Москву. Протопоп Аввакум не смог молчать и критиковал реформу, за что его отправили в городок неподалеку от Нарьян-Мара. Аввакума сожгли в правление Федора Алексеевича.
Спустя время Никону стало скучно в монастыре, и он вернулся в Москву. Но царь отправил его обратно.
Решено было собрать Собор с участием восточных иерархов.
В декабре 1666 – нач. 1667гг. был собран Большой московский Собор. На Соборе был осужден патриарх Никон за рукоположения, будучи не на кафедре, за кощунственные действия в отношения к Иерусалиму, Голгофы, Кувуклии, за анафематствование патриархов, которые приехали на Собор. Старые тексты и обряды были преданы анафеме.
Никон был сослан в Фераппонтов, а потом в Кирилло-Белозерский монастырь.
Алексей Михайлович даже просил прощения у Никона, но тот сказал. Что будут они судится у престола Божия.
Спустя время Никона вернули в его Новоиерусалимский монастырь, но, не доехав, умер на стрелке в Ярославле. Царь просил патриархов в восстановлении Никона в патриаршем титуле, что было сделано.
Раскол в Русской Церкви был не минуем. Появились старообрядцы. Потом они разделились на поповцев (имели свою иерархию) и беспоповцев (нет Таинств, служат миряне).
В XVIIIв. Митрополит Платон(Левшин) хотел объединиться, но старообрядцы отказались. В XIXв. Митрополит Филарет(Дроздов) ввел единоверие – старообрядцы возвращались в православие с сохранением своих обрядов. На Поместном Соборе 1917-18гг. были отменены анафемы с обрядов и текстов, была принята равноспасительность текстов и обрядов. Окончательно этот процесс был закончен в 1971 году.
Билет №9