1. Реалистическое воображение наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные функциональные возможности воображения. Типичными продуктами такого видавоображения являются художественные произведения реалистического искусства. К этому виду воображения относится и та мечта, которая может обгонять естественный ход событий и которую человек воплощает в жизнь.
2. Фантастическое воображение значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы. Яркими примерами такого воображения являются мифические образы.
К фантастическому, нереалистическому воображению относится и такое, образы которого слабо связаны с жизнью. Сюда относится нелепое фантазерство», пустая мечта, грезы, галлюцинации. Такое воображение носит пассивно-созерцательный, замещающий характер.
ВОПРОС 9 Потребности и мотивы. Их роль в организации деятельности
|
|
Потребность - состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсда название «потребность») организму человека.
Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представлят собой специфические потребности, связанные с общение и взаимодействием лдей друг с другом).
Общеизвестная классификация потребностей А.Маслоу. Он обосновал иерархическу структуру потребностей человека, выделив пять уровней: 1) физиологические потребности; 2) потребности в безопасности; 3) потребности в социальных связях; 4) потребности самооуважения; 5) потребности самоактуализации.
Последн группу потребностей он называет потребностями развития, подчеркивая, что потребности высокого уровня возникают тогда, когда удовлетворены низшие потребности. А. Маслоу отмечает, что высшие потребности генетически более поздние, поэтому они менее важны для выживания, восприниматся человеком как менее насущные и могут быть отодвинуты им на более поздний срок в жизненно неблагоприятных условиях. Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но, что важнее, - развитие личности и ее личностный рост.
|
|
Основными характеристиками человеческих потребностей являются: сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощь которых данная потребность может быть удовлетворена.
Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций (внутренние факторы определящие поведение личности). Процессы мотивации имет направление - достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенну деятельность или воздержаться от нее; сопровождатся переживаниями, положительными или отрицательными.
Цель называт тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельность, удовлетворящей актуализированну потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренний процесс побуждения принято называть мотивацией. Мотивация - это процесс психической регуляции, влиящий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.
Осознаваемые мотивы:
- интересы (эмоциональное проявление познавательных потребностей);
- убеждения (система осознаваемых мотивов, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами и принципами);
- стремления (выражащие потребность человека в условиях существования, которых нет, и которые могут сложиться как результат целенаправленной деятельности).
Неосознаваемые:
- влечения (неосознаваемая, неотчетливая потребность в чем-то);
- установки (неосознаваемая, неожиданная готовность к определенной деятельности).
Многие психологические проблемы получат свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто лди всегда осознат мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.