При анализе стратегий поведения сторон в конфликте применяют такие параметры поведения, как «жесткость» и «мягкость» в отстаивании своей позиции, а также модальность отношения к партнеру. Жесткость позиции в отстаивании своих интересов предполагает напористость, энергичность и повышенную активность в воздействии на противника через требования, указания, а также различные формы социального, физического и психологического регулирования. Мягкое отстаивание своих интересов означает не пассивное и вялое поведение, а использование более тонких, не прямых, скрытых воздействий, искусное манипулирование противником на основе учета его личностных качеств и особенностей и использования слабых мест.
Модальность отношения к партнеру — параметр поведения, который отражает степень уважения оппонента. Вариантами этого отношения могут быть принятие оппонента как объекта или как субъекта взаимодействия. При отношении к оппоненту как к объекту взаимодействия преобладают силовые, жесткие и прямые действия, иногда не соответствующие общепринятым моральным нормам и целью которых является удовлетворение своих интересов. При рассмотрении партнера как субъекта взаимодействия преобладает признание его психологического равенства и, следовательно, использование таких средств воздействия, которые согласуются с правовыми и нравственными нормами.
|
|
На основе этих параметров выделяются следующие стратегии поведения в конфликте: нормативная, конфронтационная (агрессивная), манипулятивная и переговорная.
Конфронтационная позиция |
Нормативная стратегия |
Оппонент как объект воздействия |
Оппонент как субъект поведения |
Манипулятивная стратегия |
Жесткая позиция
Переговорная стратегия |
Мягкая позиция
Схема 1. Основные стратегии поведения в конфликте1
Нормативная стратегия включает в себя такое поведение, которое опирается на нормативность позиции и уважение к личности оппонента. Конфронтационная (агрессивная) стратегия является конфликтной и включает в себя угрозы, психологическое давление, оскорбления, блокирующие действия, а также физическое и моральное насилие. Именно в этой стратегии цели-средства часто перерастают в конечную цель — нанесение ущерба. Манипулятивная стратегия ориентирована на достижение цели через применение приемов косвенного психологического воздействия на противника, которые провоцируют уступки с его стороны или действия в выгодном, необходимом для манипулятора направлении. Переговорная стратегия реализует стремление личности принимать активное участие в решении возникшей проблемы путем ведения переговоров, поиска компромиссов, взаимных или односторонних уступок, а также такого решения, которое могло бы устроить обе конфликтующие стороны. Эта стратегия основана на установке на совместный поиск решения.
|
|
На выбор той одной из четырех стратегий поведения оказывает влияние множество факторов, которые можно разделить на две группы.
1. Факторы ситуации. В эту группу входят:
— оценка участниками конфликта вероятности того, на
сколько успешно выбранная ими стратегия будет способство
вать достижению целей. Эта оценка может осуществляться на
основе знаний о личностных качествах, особенностях противни
ка, предыдущем опыте разрешения конфликта с помощью дан
ной стратегии;
— статус участника конфликта, в частности статус оппонента;
1 АниуповА. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 262.
— время, в течение которого конфликт необходимо урегули
ровать. Например, наличие большого количества времени спо
собствует выбору стратегии избегания.
2. Личностные факторы. Эта группа включает в себя:
— специфику мотивации участников конфликта, когда она
ориентирована на личные (соперничество) или деловые (сотруд
ничество, компромисс) интересы или на чужие (приспособление)
интересы;
— ведущий тип отношения к окружающим: властно-лидирую
щий, независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный,
недоверчиво-скептический;
— некоторые акцентуации характера, например выбор в пользу
стратегий приспособления и сотрудничества при психастениче
ской акцентуации.