Психок
\с методам психокоррекции конфликтного поведения относят-
пиально-психологический тренинг; индивидуально-психо-
сЯ ческое консультирование; аутогенная тренировка; посредни-
л°гИ деятельность психолога или социального работника; само-
Чиялиз конфликтного поведения1.
Социально-психологический тренинг. Применение данного ме-(СПТ) должно быть основано на соблюдении следующих
поинципов:
_доверие в общении, которое должно возникать у участни-ов ДРУГ к ДРУ1^ и п0 отношению к тренеру в процессе проведения ренинга;
— принцип работы в ситуации «здесь и теперь», суть которого
водится к анализу тех противоречий и ситуаций, которые возни
кают в процессе тренинга, а не имели место в далеком прошлом;
— персонификация, адресность высказываний, означающая,
что участник должен высказывать свои претензии и негативные
чувства открыто и конкретному лицу. Это предполагает снятие
защитных реакций и выработку у участников чувства ответствен
ности за свои действия. К тому же данный принцип может на
учить участников позитивной стратегии открытого высказыва
ния недовольства в процессе конфликта;
|
|
— активность, т. е. в работу на тренинге (упражнения, дискус
сии, работа в парах и т. д.) должны быть вовлечены все участники;
— свободное выражение чувств, т. е. если участник хочет вы
разить какое-либо свое чувство тому человеку, который его выз
вал, он делает это в соответствии с установленными правилами,
используя высказывания и описывая это чувство, без обвинений
и адрес другого;
— конфиденциальность, предполагающая, что вся информа
ция об участниках, полученная на тренинге, не распространяет
ся за пределы тренингового пространства.
Социально-психологический тренинг способствует формированию у участников оптимальных, конструктивных стратегий введения в конфликте — компромиссу, избеганию и сотрудни-<еству, а также снижению частоты применения стратегий открыло соперничества.
К основным методам социально-психологического тренинга °тносят групповую дискуссию и игровые методы.
групповая дискуссия — это коллективное обсуждение опреде-
енн°й проблемы или вопроса, целью которого служит нахожде-
3 е общего мнения по этому поводу. Ценность данного метода
^ючается в возможности для каждого участника получить
[/lf"<ynoeA. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 455.
8. Заблаговременное информирование людей о принятых п
ях, которые каким-либо образом затрагивают их интересы "и
жиданные изменения часто обусловливают негативную пея
и отрицательное отношение к их инициатору, даже если са К11И|°
себе не имеют негативной направленности. Срабатывает <Ь По
внезапности. При принятии важных решений необходимо КТ°Р
нить, в какой мере они затронут интересы других людей и п°Це
варительно обсудить это с ними. ' Ред"
|
|
9. Нельзя расширять сферу противодействия, увеличивать
личество обсуждаемых проблем, вовлекая все новые и новые проб °~
мы, а также не критиковать качества личности партнера В iT
лях предупреждения возможного конфликта необходимо обсуж
дать с оппонентом только ту проблему, которая требует решения
так как одновременное обсуждение сразу нескольких проблем мо
жет привести к рассогласованности интересов сторон. При необ
ходимости решения сразу нескольких вопросов следует осуще
ствлять их постепенное обсуждение, начиная с самого простого и
постепенно переходя к более существенным и сложным, принимая
решение по каждому в отдельности. Это повышает вероятность до
стижения оптимальных условий разрешения противоречий и, сле
довательно, снижает вероятность возникновения конфликта. По
вышению вероятности возникновения конфликта способствует
переход на критику личности оппонента.
10. Отказ от желания публичного разоблачения оппонента в слу
чае совершения им ошибки. Если человек унижен, оскорблен и по
ставлен в безвыходную ситуацию, если задето его достоинство, то
он с чистой совестью может пойти на открытое противоборство, и
в этом случае избежать конфликта будет практически невозмож
но, а его разрешение потребует серьезных сил и вложений.
11. Установление неформального, личностного контакта с оппо
нентом. Возникновение конфликта более вероятно в случае де
лового, официального характера общения, поэтому необходи
мо в этом случае в первую очередь установить психологический
контакт с собеседником. Восприятие оппонента как личностно
значимого, а не постороннего человека, расположение к нему
снижает вероятность возникновения конфликта и является его
профилактикой. Для установления психологического контакт^
используются различные вербальные и невербальные приемы-
специальные личностно ориентированные реплики, вопрос •
активное слушание, контакт глаз, правильная дистанция и р
положение партнеров по общению, благоприятная и распола
ющая внешняя обстановка и др. ф
12. Избежание жестких и категоричных форм оценок как ^
суждаемой проблемы, так и позиции и личности партнера. *^а а10Т
ричность, безапелляционность оценок и суждений повЫжеЛа-
вероятность возникновения конфликта, так как вызывают,.
ние их оспорить, даже если по сути эти оценки являются
ми. Однако зачастую такие оценки не соответствуют реаль