Какие существуют методы сихокоррекции конфликтного поведения?

Психок

методам психокоррекции конфликтного поведения относят-

пиально-психологический тренинг; индивидуально-психо-

сЯ ческое консультирование; аутогенная тренировка; посредни-

л°гИ деятельность психолога или социального работника; само-

Чиялиз конфликтного поведения1.

Социально-психологический тренинг. Применение данного ме-(СПТ) должно быть основано на соблюдении следующих

поинципов:

_доверие в общении, которое должно возникать у участни-ов ДРУГ к ДРУ1^ и п0 отношению к тренеру в процессе проведения ренинга;

— принцип работы в ситуации «здесь и теперь», суть которого
водится к анализу тех противоречий и ситуаций, которые возни­
кают в процессе тренинга, а не имели место в далеком прошлом;

— персонификация, адресность высказываний, означающая,
что участник должен высказывать свои претензии и негативные
чувства открыто и конкретному лицу. Это предполагает снятие
защитных реакций и выработку у участников чувства ответствен­
ности за свои действия. К тому же данный принцип может на­
учить участников позитивной стратегии открытого высказыва­
ния недовольства в процессе конфликта;

— активность, т. е. в работу на тренинге (упражнения, дискус­
сии, работа в парах и т. д.) должны быть вовлечены все участники;

— свободное выражение чувств, т. е. если участник хочет вы­
разить какое-либо свое чувство тому человеку, который его выз­
вал, он делает это в соответствии с установленными правилами,
используя высказывания и описывая это чувство, без обвинений
и адрес другого;

— конфиденциальность, предполагающая, что вся информа­
ция об участниках, полученная на тренинге, не распространяет­
ся за пределы тренингового пространства.

Социально-психологический тренинг способствует форми­рованию у участников оптимальных, конструктивных стратегий введения в конфликте — компромиссу, избеганию и сотрудни-<еству, а также снижению частоты применения стратегий откры­ло соперничества.

К основным методам социально-психологического тренинга °тносят групповую дискуссию и игровые методы.

групповая дискуссия — это коллективное обсуждение опреде-

енн°й проблемы или вопроса, целью которого служит нахожде-

3 е общего мнения по этому поводу. Ценность данного метода

^ючается в возможности для каждого участника получить

[/lf"<ynoeA. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 455.


8. Заблаговременное информирование людей о принятых п
ях, которые каким-либо образом затрагивают их интересы "и
жиданные изменения часто обусловливают негативную пея

и отрицательное отношение к их инициатору, даже если са К11И|°
себе не имеют негативной направленности. Срабатывает <Ь По
внезапности. При принятии важных решений необходимо КТ°Р
нить, в какой мере они затронут интересы других людей и п°Це
варительно обсудить это с ними. ' Ред"

9. Нельзя расширять сферу противодействия, увеличивать
личество обсуждаемых проблем, вовлекая все новые и новые проб °~
мы, а также не критиковать качества личности партнера
В iT
лях предупреждения возможного конфликта необходимо обсуж
дать с оппонентом только ту проблему, которая требует решения
так как одновременное обсуждение сразу нескольких проблем мо­
жет привести к рассогласованности интересов сторон. При необ­
ходимости решения сразу нескольких вопросов следует осуще­
ствлять их постепенное обсуждение, начиная с самого простого и
постепенно переходя к более существенным и сложным, принимая
решение по каждому в отдельности. Это повышает вероятность до­
стижения оптимальных условий разрешения противоречий и, сле­
довательно, снижает вероятность возникновения конфликта. По­
вышению вероятности возникновения конфликта способствует
переход на критику личности оппонента.

10. Отказ от желания публичного разоблачения оппонента в слу­
чае совершения им ошибки.
Если человек унижен, оскорблен и по­
ставлен в безвыходную ситуацию, если задето его достоинство, то
он с чистой совестью может пойти на открытое противоборство, и
в этом случае избежать конфликта будет практически невозмож­
но, а его разрешение потребует серьезных сил и вложений.

11. Установление неформального, личностного контакта с оппо­
нентом.
Возникновение конфликта более вероятно в случае де­
лового, официального характера общения, поэтому необходи­
мо в этом случае в первую очередь установить психологический
контакт с собеседником. Восприятие оппонента как личностно
значимого, а не постороннего человека, расположение к нему
снижает вероятность возникновения конфликта и является его
профилактикой. Для установления психологического контакт^
используются различные вербальные и невербальные приемы-
специальные личностно ориентированные реплики, вопрос •
активное слушание, контакт глаз, правильная дистанция и р
положение партнеров по общению, благоприятная и распола
ющая внешняя обстановка и др. ф

12. Избежание жестких и категоричных форм оценок как ^
суждаемой проблемы, так и позиции и личности партнера.
*^а а10Т
ричность, безапелляционность оценок и суждений повЫжеЛа-
вероятность возникновения конфликта, так как вызывают,.
ние их оспорить, даже если по сути эти оценки являются

ми. Однако зачастую такие оценки не соответствуют реаль



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: