К методам психокоррекции конфликтного поведения относятся социально-психологический тренинг; индивидуально-психологическое консультирование; аутогенная тренировка; посредническая деятельность психолога или социального работника; самоанализ конфликтного поведения1.
Социально-психологический тренинг. Применение данного метода (СПТ) должно быть основано на соблюдении следующих
принципов:
— доверие в общении, которое должно возникать у участни
ков друг к другу и по отношению к тренеру в процессе проведения
тренинга;
— принцип работы в ситуации «здесь и теперь», суть которого
сводится к анализу тех противоречий и ситуаций, которые возни
кают в процессе тренинга, а не имели место в далеком прошлом;
— персонификация, адресность высказываний, означающая,
что участник должен высказывать свои претензии и негативные
чувства открыто и конкретному лицу. Это предполагает снятие
защитных реакций и выработку у участников чувства ответствен
ности за свои действия. К тому же данный принцип может на
учить участников позитивной стратегии открытого высказыва
ния недовольства в процессе конфликта;
— активность, т. е. в работу на тренинге (упражнения, дискус
сии, работа в парах и т. д.) должны быть вовлечены все участники;
— свободное выражение чувств, т. е. если участник хочет вы
разить какое-либо свое чувство тому человеку, который его выз
вал, он делает это в соответствии с установленными правилами,
используя высказывания и описывая это чувство, без обвинений
в адрес другого;
— конфиденциальность, предполагающая, что вся информа
ция об участниках, полученная на тренинге, не распространяет
ся за пределы тренингового пространства.
Социально-психологический тренинг способствует формированию у участников оптимальных, конструктивных стратегий поведения в конфликте — компромиссу, избеганию и сотрудничеству, а также снижению частоты применения стратегий открытого соперничества.
К основным методам социально-психологического тренинга относят групповую дискуссию и игровые методы.
Групповая дискуссия — это коллективное обсуждение определенной проблемы или вопроса, целью которого служит нахождение общего мнения по этому поводу. Ценность данного метода заключается в возможности для каждого участника получить
1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 455.
8. Заблаговременное информирование людей о принятых р
ях, которые каким-либо образом затрагивают их интересы ^н""'
жиданные изменения часто обусловливают негативную пря
и отрицательное отношение к их инициатору, даже если са^1110
себе не имеют негативной направленности. Срабатывает фа По
внезапности. При принятии важных решений необходимо '^
нить, в какой мере они затронут интересы других людей и т^
варительно обсудить это с ними. ' Ред~
9. Нельзя расширять сферу противодействия, увеличивать
личество обсуждаемых проблем, вовлекая все новые и новые проб °
мы, а также не критиковать качества личности партнера В гГ
лях предупреждения возможного конфликта необходимо обсу*
дать с оппонентом только ту проблему, которая требует решения
так как одновременное обсуждение сразу нескольких проблем мо
жет привести к рассогласованности интересов сторон. При необ
ходимости решения сразу нескольких вопросов следует осуще
ствлять их постепенное обсуждение, начиная с самого простого и
постепенно переходя к более существенным и сложным, принимая
решение по каждому в отдельности. Это повышает вероятность до
стижения оптимальных условий разрешения противоречий и, сле
довательно, снижает вероятность возникновения конфликта. По
вышению вероятности возникновения конфликта способствует
переход на критику личности оппонента.
10. Отказ от желания публичного разоблачения оппонента в слу
чае совершения им ошибки. Если человек унижен, оскорблен и по
ставлен в безвыходную ситуацию, если задето его достоинство, то
он с чистой совестью может пойти на открытое противоборство, и
в этом случае избежать конфликта будет практически невозмож
но, а его разрешение потребует серьезных сил и вложений.
11. Установление неформального, личностного контакта с оппо
нентом. Возникновение конфликта более вероятно в случае де
лового, официального характера общения, поэтому необходи
мо в этом случае в первую очередь установить психологический
контакт с собеседником. Восприятие оппонента как личностно
значимого, а не постороннего человека, расположение к нему
снижает вероятность возникновения конфликта и является его
профилактикой. Для установления психологического контакт^
используются различные вербальные и невербальные приемы -
специальные личностно ориентированные реплики, вопрос^
активное слушание, контакт глаз, правильная дистанция и р
положение партнеров по общению, благоприятная и распола
ющая внешняя обстановка и др. og.
12. Избежание жестких и категоричных форм оценок как
суждаемой проблемы, так и позиции и личности партнера. Ка т
ричность, безапелляционность оценок и суждений повЫжеЛа-
вероятность возникновения конфликта, так как вызывают,.
ние их оспорить, даже если по сути эти оценки являются
ми. Однако зачастую такие оценки не соответствуют реальн