Заключение. Итак, средние века в Западной Европе и в Украине — время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций

Итак, средние века в Западной Европе и в Украине — время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры.

Список используемой литературы.

Периодическая печать

1.Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры; М., 1984.

2.Гуревич А. Я. Средневековый мир; культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

3.Петров М. К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

4.Радугин А.А. Культурология: учебное пособие. М., 1999.

5. Эстетика первого русского театра// Художественно-эстетическая культура Древней Руси. Под ред. В.В.Бычкова. Кн.2.4.2. М,:Ладомир,1996 (1 а.л.).

6.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1972. – 318 с.

7.Блок М. Короли-чудотворцы: Пер. с франц. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 712 с.

8.Брук К. Возрождение XII в.: Пер. с англ. // Богословие в культуре средневековья. – Киев: Христианское братство "Путь к истине", 1992. – С.119-226.

9.Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: Пер. с англ. – М.: Наука, 1993. – 432 с.

10.Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. – М.: Наука, 1979. – 280 с.

11.Михайлов Д.А. Роман и повесть Высокого Средневековья. // Средневековый роман и повесть. – М.: Художественная литература, 1974. – С.5-28.

12.Подорога В.А. Выражение и смысл. – М.: Ad Marginem, 1995. – 427 с.

13.Фуко М. Жажда познания (История сексуальности – I): Пер.с франц. – Харьков: Око, 1997. – 240 с.

14.См. Saunders D. Ukrainian Impact on Russian Culture 1750 — 1850. Edmonton, 1985.

15. Живов В. М. Культурные конфликты в истории русского литературного языка XVII — начала XIX в. М., 1990. С. 10.

16. Вайгачев С. А. Духовная культура переходной эпохи от средневековья к Новому времени в России и в западной Европе: некоторые типологические параллели // Русская культура в переходный период от средневековья к Новому времени. М., 1992. С. 48.

17. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М. 1996. С. 292.

18. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура) // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 486 — 487.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: