Исходные категории – соотносительность средств и способов языкового выражения.
Отправные:
- стиль
- стилистическая окраска
- стилевая норма
Синонимия и соотносительность – способы выражения.
Щерба называет отправной точкой синонимию, сосуществование, смежность, следование, замещение.
Варианты синонимии помогают разнообразить речь.
Замещение – говорил, сказал, подхватил.
Сосуществование – отцарствуют, отплачут, отгорят (порождают градацию).
Шишков говорил: важна связь между синонимами. Виноградов предложил на идеографические синонимы (близки: храбрый, безбоязнен, стойкий) и стилистические (есть и жрать). Многозначность.
Паронимы помогают развитию соотносительности: невежа (невоспитанный) – невежда (незнающий).
Стиль, стилевая норма и «стилистическая ошибка».
Стилевая норма: определенные правила, которые ограничиваются узусом, но эти правила должны быть приняты народом. Под язык нормой понимания то, что принято для всех. Стилевая норма важна.
Стиль - отправная категории стилистики.
|
|
Стиль – характерная отличительная особенность деятельности. Во всех видах искусств. Также руководства, спорта, моды.
Жорж Луи Гюфо: стиль – это человек, он индивидуален, всегда связан с человеком стиль.
Ломоносовская теория трех стилей.
Высокий стиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии.
Средний стиль — элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения.
Низкий стиль — комедии, письма, песни, басни.
Стиль – конкретика определения языка.
Горшков: стиль – мы не можем его сделать, он развивается исторически, отличают особенностями состава и организации.
Стиль - исторически сложившиеся разновидности употребления языка, который отличается от других подобных разновидностей особенностями их организации в единое смысловое и композиционное целое.
Стилистическая окраска – слова, выражения, им свойственно не только конкретное значение, но и дополнительные значения. Например, нейтрально – лицо, высокое – лик.
Жесткой границы между словами разных стилей нет.