Защитные механизмы в препубертатном периоде. Предпринимая усилия к
восстановлению равновесия латентного периода, эго мобилизует все имеющиеся в его
распоряжении защитные механизмы. Ландер (54) считает, что даже прорывы
прегенитальных тенденций вследствие безуспешной защиты в этом возрасте служат
регрессивным ограждением против правонарушений. Гринейкр (35) описывает
специфическую защиту прегенитального периода под названием “препубертатной травмы”,
при которой молодая девушка играет провоцирующую и содействующую роль в
сексуальном акте со взрослым. На уровне сознания предоставляется возможность
воспринимать и использовать случившееся в качестве “реальной защиты” против половой
зрелости, так как чувство вины перемещается на взрослого. Шпигель (62) цитирует
указанный факт в доказательство, что внешняя реальность изначально может служить
защитным целям.
Аскетизм. Общеизвестным механизмом в юности является отрицание всех
инстинктивных побуждений, так называемый “аскетизм”. Индивид с подозрением относится
к наслаждениям вообще и ограничивает желания суровыми запретами наподобие
воспитания строгими родителями в раннем детстве. Неприятие инстинктивных желаний
имеет тенденцию распространяться даже на обычные физические потребности. Примерами
являются избегание общества сверстников, уклонение от участия в любых мероприятиях,
отказ от всего касающегося спектаклей, музыки, танцев. Более крайние формы
представляют поступки, связанные с ненужным риском для здоровья: хождение в
несоответствующей одежде, отказ от вкусной пищи, ограничение в сне и т.д.
Анна Фрейд (21) отличает аскетизм от вытеснения на двух основаниях: 1) Вытеснение
связано со специфическим инстинктивным отношением и касается природы и качества
инстинкта. Анально-садистические тенденции могут быть вытеснены, а оральные
удовлетворены. С другой стороны, аскетизм затрагивает количественный аспект инстинкта,
и все инстинктивные побуждения рассматриваются как опасные. 2) При вытеснении в
некоторой форме имеет место замещение, например, истерический симптом; в то же время
аскетизм может быть замещен только неожиданным переключением на выражение
инстинкта. В целом аскетизм более примитивный и менее комплексный процесс.
Интеллектуализация. Вторым защитным механизмом в юности является
интеллектуализация. Цель аскетизма - просто держать ид в определенных пределах,
накладывая запреты. Цель интеллектуализации состоит в тесном связывании инстинктивных
процессов с идейным содержанием, чтобы допустить их в сознание и взять под контроль.
Зарождается этот механизм в результате повышения эффективности функционирования
интеллекта. Интересы меняются от конкретных в латентном периоде к абстрактным (см.
прим. 11). Имеют место все виды абстрактных рассуждений по таким темам, как брак,
политическая философия, религия, профессии и т.д. Однако преобладание
интеллектуальной деятельности в это время накладывает очень малый отпечаток на
реальное поведение юноши. Несмотря на высокомерные взгляды, он остается озабоченным
повседневными проблемами. Интеллектуализация ориентирована не на действительность, а
скорее служит защитой против инстинктов. Вместо аскетического бегства от инстинкта
происходит обращение к нему, но только в мышлении. Анна Фрейд описывает ситуацию
следующим образом (21, с. 177-178):
“Абстрактные интеллектуальные дискуссии и размышления, которыми
наслаждаются молодые люди, не являются истинными попытками разрешения
· 189-
задач, поставленных реальностью. Психическая активность скорее представляет указание
на напряжение инстинктивных процессов и их перевод в осознанное абстрактное
мышление. Философия жизни, выражающаяся в требованиях революционных перемен во
внешнем мире, является реакцией на восприятие новых инстинктивных требований ид,
угрожающих революционизировать всю жизнь юношей. Идеалы дружбы и вечной
преданности просто отражают беспокойство эго, когда воспринимается исчезновение
новых страстных отношений к объекту. Стремление к покровительству и поддержке
извне в часто беспомощной битве против собственных могущественных инстинктов
может быть трансформировано в искусные аргументы о неспособности человека
принимать независимые политические решения. Мы видим, что инстинктивные процессы
переводятся в понятия интеллекта. Причина такого внимания к инстинктам заключается
в попытке сдерживания и контролирования их на другом психическом уровне”.
Творчество в качестве защитного механизма. Шпигель (62) обобщает работы
нескольких психоаналитиков, интерпретирующих юношеское творчество в качестве защиты
против восстанавливающих эдипов конфликт побуждений. Наиболее распространенной
формой творческих усилий в это время являются дневники, которые содержат в дополнение
к действительным событиям все виды размышлений, планов, воспоминаний. Поэтические и
другие попытки в этой связи тоже изучались. Бернфелд утверждает, что инцестные
либидные влечения отклоняются к другим допустимым объектам: фантазиям, ценностям,
идеям, так называемым “псевдообъектам”. Творчество в такой форме одобряется эго-
идеалом. Ранк указывает, что драмы, написанные в юности, изначально относятся к
проблемам инцеста. Частота неожиданного прекращения творческой активности к концу
юности объясняется неспособностью взять под контроль инцестный конфликт.
Трансформация творчества в качестве защиты в истинное творчество осуществляется,
когда юноша жертвует собственными нуждами в пользу требований сообщества и таким
образом происходит возврат от фантазии к реальности. Мотив отказа от удовлетворения
личными грезами, раскрываемый в дневниках, основывается на амбициозных устремлениях
юноши к славе и власти, приобретаемых посредством впечатлений широкой аудитории.
Герой литературной продукции, воплощающий эго-идеал автора, служит завоеванию
симпатии, признания и любви.