Кардинер

Кардинер (48, 49) первым применил психоаналитические принципы к социологии и

антропологии и предложил отчасти иной подход к изучению характера. По мнению

Кардинера, характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм,

содержащихся в “базисной (основной) личностной структуре” общества. Базисная

личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного

опыта в раннем детстве. Утверждается, что она служит матрицей, на основании которой

развиваются черты характера. Одинаковая подлежащая структура может отражаться в

многих различных формах поведения. Например, если недоверие является устойчивой

особенностью базисной личности, то оно выражается в ряде черт характера.

В определении базисного личностного типа исходными служат четыре постулата: 1)

ранний опыт оказывает длительное влияние на личность; 2) сходный опыт формирует

подобные личностные структуры; 3) практика воспитания складывается в сходные

культурные модели, но они не бывают полностью идентичны в различных семьях одного

общества; 4) воспитание детей различается в разных обществах. Ввиду того что члены

определенного общества во многом разделяют опыт раннего детства, в их личностях много

общих элементов. Опыт разных обществ часто сильно различается, поэтому многие нормы

тоже различны.

Особое влияние на подрастающего человека оказывают общественные установления,

обычаи. Они разделяются на первичные институции (семейная

· 227-

организация, питание и отнятие от груди, анальный тренинг, дисциплинарные требования,

сексуальные табу, способы добывания средств к существованию и т.д.) и вторичные

институции (религия, фольклор, ритуалы, системы табу, способы мышления). Познание

ребенком реальности происходит отчасти из проективных систем, таких, как религия,

отчасти из эмпирических источников, таких, как наука. Каждый человек по-разному

разрешает несовместимость этих двух подходов. Некоторые способны проявить терпимость

к обоим подходам, другие отбрасывают один из них. Взаимодействие между индивидом и

институцией не односторонний процесс. Базисный личностный тип, однажды

утвердившись, определяет реакцию человека к другим утвердившимся институциям, с

которыми ему приходится сталкиваться. Изменения в определенных институциях, таким

образом, имеют следствием изменения в базисной личностной структуре, что, в свою

очередь, приводит к модификации и реинтерпретации существующих институции (см. прим.

13).

Посредством иллюстрации формирования характера Кардинер предлагает

альтернативное объяснение происхождения таких черт, как аккуратность, упрямство,

скупость. Считается, что скупость возникает в результате конфликта между родителями и

ребенком в процессе обучения чистоплотности. Ригидные дисциплинарные требования к

контролю за сфинктером могут встретить полное послушание или вызвать упрямство.

Последнее следует понимать в аспекте общего отношения к удержанию и беспокойству

утратить что-то ценное, а не как функцию анального эротизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: