Кардинер (48, 49) первым применил психоаналитические принципы к социологии и
антропологии и предложил отчасти иной подход к изучению характера. По мнению
Кардинера, характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм,
содержащихся в “базисной (основной) личностной структуре” общества. Базисная
личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного
опыта в раннем детстве. Утверждается, что она служит матрицей, на основании которой
развиваются черты характера. Одинаковая подлежащая структура может отражаться в
многих различных формах поведения. Например, если недоверие является устойчивой
особенностью базисной личности, то оно выражается в ряде черт характера.
В определении базисного личностного типа исходными служат четыре постулата: 1)
ранний опыт оказывает длительное влияние на личность; 2) сходный опыт формирует
подобные личностные структуры; 3) практика воспитания складывается в сходные
культурные модели, но они не бывают полностью идентичны в различных семьях одного
|
|
общества; 4) воспитание детей различается в разных обществах. Ввиду того что члены
определенного общества во многом разделяют опыт раннего детства, в их личностях много
общих элементов. Опыт разных обществ часто сильно различается, поэтому многие нормы
тоже различны.
Особое влияние на подрастающего человека оказывают общественные установления,
обычаи. Они разделяются на первичные институции (семейная
· 227-
организация, питание и отнятие от груди, анальный тренинг, дисциплинарные требования,
сексуальные табу, способы добывания средств к существованию и т.д.) и вторичные
институции (религия, фольклор, ритуалы, системы табу, способы мышления). Познание
ребенком реальности происходит отчасти из проективных систем, таких, как религия,
отчасти из эмпирических источников, таких, как наука. Каждый человек по-разному
разрешает несовместимость этих двух подходов. Некоторые способны проявить терпимость
к обоим подходам, другие отбрасывают один из них. Взаимодействие между индивидом и
институцией не односторонний процесс. Базисный личностный тип, однажды
утвердившись, определяет реакцию человека к другим утвердившимся институциям, с
которыми ему приходится сталкиваться. Изменения в определенных институциях, таким
образом, имеют следствием изменения в базисной личностной структуре, что, в свою
очередь, приводит к модификации и реинтерпретации существующих институции (см. прим.
13).
Посредством иллюстрации формирования характера Кардинер предлагает
альтернативное объяснение происхождения таких черт, как аккуратность, упрямство,
|
|
скупость. Считается, что скупость возникает в результате конфликта между родителями и
ребенком в процессе обучения чистоплотности. Ригидные дисциплинарные требования к
контролю за сфинктером могут встретить полное послушание или вызвать упрямство.
Последнее следует понимать в аспекте общего отношения к удержанию и беспокойству
утратить что-то ценное, а не как функцию анального эротизма.