Хотя Эриксон (15, 16, 17) не обсуждает собственно проблему характера, он
предложил релевантные концепции зон, способов поведения (см. выше) и “эго-
идентичности”. Последняя определяется как
· 229-
вид “созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими”. Эго-
идентичность подразумевает большее, чем простой факт существования, который
понимается в качестве “личной идентичности”. Эго-идентичность субъективно
переживается в процессе непрерывного сопоставления тождественности внутреннего “я” и
постоянства собственного значения в глазах других. Иными словами, человек, достигший
эго-идентичности, чувствует, что он принадлежит к своей группе, что его прошлое имеет
значение в понятиях будущего и наоборот. Он “знает, где он находится”. Сознательные и
бессознательные факторы одновременно играют роль, хотя эго-идентичность описана как
менее осознанный процесс по сравнению с самоуважением.
Развитие чувства эго-идентичности происходит из различных идентификаций детства,
|
|
но является не суммацией, а интеграцией ролей. Кульминация случается в поздней юности.
Юноша, не уверенный в своей идентичности, робеет в интимных межличностных
отношениях. Чем увереннее он становится, тем настоятельнее ищет дружбы, соперничества,
лидерства, любви, вдохновения. Эго-идентичность порождает новую форму любви к
родителям, свободную от желания, чтобы они переменились. Принимается факт, что
каждый несет ответственность за свой образ жизни. Все это подразумевает целостность и
“чувство товарищества с мужчинами и женщинами отдаленных времен и разных занятий,
кто созидал и провозгласил человеческие достоинства и любовь”. Отсутствие или утрата
эго-идентичности при психоневрозе сопровождается отчаянием и страхом смерти. Отчаяние
часто скрывается за чувствами отвращения и неудовольствия отдельными установлениями и
людьми, но по существу означает презрение к себе (см. прим. 16).