Отношение к природе на Востоке

Может быть, такое отношение к природе было свойственно всем

людям? Ведь человек — властелин природы. Однако обратим

свой взор в страны Азии, на Восток. Здесь уже в глубокой древ-

ности отношение к природе было совсем иным.

Китайские мыслители, например, считали, что человек не имеет

права вмешиваться в существующий в природе порядок. Он

должен приспособиться к нему, найти в нем место для себя.

Древние люди старались не подниматься высоко в горы, ведь

это изменит воздух на ее вершине и может, к примеру, вызвать

движение снега или ветра... В Китае недоверчиво относились

ко всякого рода приспособлениям, сделанным людьми. Сущест-

вует, например, китайская притча (притча — это рассказ с нра-

воучением): крестьянин налил воду в шкурки и бережно завя-

зал края веревкой. Мудрец спрашивает его: почему он не вос-

пользуется коромыслом. Крестьянин отвечает: с коромыслом,

конечно, удобнее. Но ведь я могу стать пленником'этого коро-

мысла. Лучше пользоваться тем, что дала природа.

Глава V. Природа и культура 81

Или, предположим, вы оказались в древней Индии. Вы шли по

дороге и не заметили, как наступили ногой на какого-то жука,

вы очень торопились добраться до храма. Но загубить живое

существо в Индии считалось страшным грехом, ибо все живое

священно... Э. Фромм в работе «Иметь или быть?» сравнивает

два стихотворения/чтобы показать разницу в восприятии при-

роды на Западе и на Востоке.

Одно из этих стихотворений (хокку — жанр японской поэзии,

нерифмованное трехстишие) принадлежит японскому поэту

XVII века Басе (1644-1694). Другое написал английский поэт

XIX в. Теннисон. Оба поэта описали сходные переживания:

свою реакцию на цветок, увиденный во время прогулки. В сти-

хотворении Теннисона говорится:

Возросший средь руин цветах.

Тебя из трещин древних извлекаю,

Ты предо мною весьвот корень, стебелек,

здесь на моей ладони.

-Ты мал, цветок, но если бы я понял,

Что есть твой корень, стебелек,

и в чем вся суть твоя, цветок.

Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

Трехстишие Басе звучит так:

Внимательно вглядись!

Цветы «пастушьей сумки»

Увидишь под плетнем!

Поразительно, отмечает Фромм, насколько разное впечатление

произвело на Теннисона и Басе случайно увиденный цветок!

(Фромм Э. Иметь или быть?М.,1986, с. 46).

Первое желание Теннисона — обладать им. Он срывает его цели-

ком, с корнем. И хотя он завершает стихотворение глубокомыс-

ленными рассуждениями о том, что этот цветок может помочь

ему проникнуть в суть природы бога и человека, сам цветок об-

рекается на смерть, становится жертвой проявленного таким

образом интереса к нему. Теннисона, каким он предстает в этом

стихотворении, можно сравнить с типичным западным ученым,

который в поисках истины умертвляет все живое.

Отношение Басе к цветку совершенно иное. У поэта не возникает

желание сорвать его; он даже не дотрагивается до цветка. Он

лишь «внимательно вглядывается», чтобы «увидеть» цветок. Вот

как комментирует это трехстишие японский ученый Д.Т. Судзу-

ки: «Вероятно, Басе шел по проселочной дороге и увидел у плет-

82 Глава V. Природа и культура

ня нечто малоприметное. Он подошел поближе, внимательно

взгляделся и обнаружил, что это всего лишь дикое растение, до-

вольно невзрачное и не привлекающее взгляда прохожего. Чув-

ство, которым проникнуто описание этого незамысловатого сю-

жета, нельзя назвать особенно поэтическим, за исключением,

может быть, двух последних слогов, которые по-японски чита-

ются как «капа». Эта частица часто прибавляется к существи-

тельным, прилагательным или наречиям и привносит ощущение,

восхищения или похвалы, печали или радости, и может быть при

переводе в некоторых случаях весьма приблизительно передана

с помощью восклицательного знака. В данном хокку все трехсти-

шие заканчивается восклицательным знаком».

Теннисону, как представляется, необходимо обладать цветком, чтобы

постичь природу и людей, и в результате этого цветок погибает.

Басе все же хочет просто созерцать, причем не только смотреть на

цветок, но стать с ним единым целым — и оставить его жить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: