рые обнаруживаются в отдельных культурах. Несмотря на
множество различий, в культурах всегда можно найти нечто
общее. В культурологию понятие универсалий культуры при-
шло из средневековой философии. Первоначально словом
«универсалии» обозначили общие понятия — «дом», «земля».
Возникновение и способ существования общих понятий —
проблема, которая обсуждалась еще в античности.
В современной культурологии универсалиями называют такие
характеристики, которые прослеживаются в самых разных
культурах мира. Современный американский антрополог
Джордж Мердок (1897-1985) пытался разработать концепцию
универсальной культурной модели. Этот ученый сосредото-
чился на создании методологии, которую можно было бы ис-
пользовать в социологии и антропологии и с помощью кото-,
рой оказалось бы возможным исследовать культурно-детерми-
нированное поведение человека. Чтобы сделать реальным
обоснованные кросскультурные (межкультурные) сравнения,
он создал специальную группу, а затем привлек к участию
многие другие институты.
Классификация огромного количества сведений по различным
культурам стимулировала развитие кросскультурных иссле-
дований, способствовала формированию целого направле-
ния в американской (и не только) антропологии. Все иссле-
дуемые элементы культуры были зафиксированы с помощью
формализированной записи, которая была разработана Мер-
доком и положена в основу изучения универсалий. Впервые
эти данные были широко опубликованы в виде «Этнографи-
ческого атласа», изданного в 1967 г. и представлявшего на-
бор табулограмм (специальных моделей) по более чем 600
культурам.
170 Глава XI. Универсалии культуры
Мердок сформулировал ряд существенных концепций, в том чис-
ле концепцию универсальной культурной модели, эволюции си-
стем родства. Он выделил более 60 универсалий, среди которых
изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела,
запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы,
спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образова-
ние, религиозные обряды, попытки повлиять на погоду и т.д.
Наиболее полно последняя концепция универсалий была изло-
жена Мердоком в книге «Социальная структура». Он считал, что
все формы родства связаны экологическими условиями, кото-
рые определяют в свою очередь хозяйственный тип и половое
разделение труда. Разные типы родственных организаций эво-
люционируют в разных направлениях в зависимости от измене-
ния окружающих условий. Терминология родства, по Мердоку,
полностью обусловлена родственными отношениями. Он про-
водил полевые исследования в Африке и внес существенный
вклад в развитие африканской культуры.