Универсалии — это часть культуры в том смысле, что они
оформлены и передаются социально. Более того, так назы-
ваемые культурные константы отнюдь не являются только пу-
стыми каркасами. В случае языка, например, присутствует по-
ражающее сходство внутри его каркаса. Каждая фонология яв-
ляется системой, а не случайным собранием однородных
классов звуков. Дифференцирующий принцип фонетической
системы приложим с определенной долей допущения к звукам,
производимым в более чем одной позиции.
В исследовании Р. Якобсона говорится: «Внутренне различаю-
щиеся черты, которые мы обнаруживаем в языках мира и кото-
рые лежат в основе их внешнего лексического и морфологиче-
ского объема, сводятся к двенадцати бинарным оппозициям.
Во всех языках существуют «гласные» и «согласные». Все язы-
ки проявляют высокий уровень гибкости по отношению к зна-
чениям, которые необходимо выразить. Во всех языках есть
притяжательное местоимение и родительный падеж. Этот пе-
речень, очевидно, может быть продолжен.
|
|
Большинство культурологов согласятся с тем, что культурой
в целом так и не было создано ни одной устойчивой элемен-
тарной единицы, такой как атом, клетка, ген. Многие будут на-
стаивать на том, что внутри одного аспекта культуры, а имен-
но языка, подобные постоянные элементарные единицы все
же выделились: это фонемы и морфемы. Спорным является во-
178 Глава XI. Универсалии культуры ^ v ^:-,.:
прос, могут ли быть обнаружены в принципе такие единицы
в менее автоматизированных секторах культуры, нежели речь,
и менее тесно связанных с биологическим фактором.
Крёбер полагает весьма маловероятным, что подобные постоян-
ные элементарные единицы могут быть обнаружены. Их мес-
то — в более низких, более фундаментальных уровнях органи-
зации феномена культуры. То и дело продолжаются попытки
внушить, что такие базовые элементы существуют: культурная
черта, например, или небольшое сообщество личных отноше-
ний. Но ни один из этих советов так и не был систематически
претворен в жизнь тем, кто его вносил, он был оставлен для
того, чтобы ему следовали другие. Культурные черты могут
с очевидностью быть по желанию разделены для каких-либо
целей и неоднократно подразделены. Или же они часто соеди-
няются в более крупные комплексы, которые также могут вос-
приниматься в ситуациях по случаю как элементарные едини-
цы и о которых, действительно, можно говорить как о чертах
в данной ситуации. Сообщество личных отношений, конечно,
не является в действительности единицей культуры, но, по
предположению, оказывается единицей социальной связи, ко-
торая может быть названа «минимальной культурой». Как та-
ковая, даже такая социальная единица во многих случаях не
имеет четко очерченных очевидных границ.