ных богах, о происхождении мира и людей. Т.е. можно гово-
рить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, ут-
верждают укрепляют религиозную веру. Второй компонент
религии — религиозные чувства. Упоминавшийся ранее
У. Джеймс отвергал бесстрастное, чисто интеллектуальное ис-
толкование религии. Он видел в ней живое, трепетное чувство,
невыразимые и многочисленные роптания души. «Красота и бе-
зобразие, любовь и жестокость, жизнь и смерть живут рядом
друг с другом, в нерасторжимой связи, и мало-помалу взамен
прежнего человеколюбимого Божества, склонного к людям, в нас
складывается понятие о грозной силе, которая никого не любит
и ненавидит, но бессмысленно ведет все к общей погибели»
{Джеймс У. Воля к вере. М., 1997, с. 34). Считая такое мировоз-
зрение кошмарнымлгДжеймс тем не менее полагал, что религия
всегда преисполнена различными чувствами. В трудах по пси-
хологии и философии религии нередко встречаются попытки
точно определить сущность религиозного чувства. Однако ре-
|
|
лигиозных чувств множество. Есть религиозная любовь, рели-
гиозное чувство возвышенного, религиозная радость, религиоз-
ное спокойствие, религиозный фанатизм.
Третий компонент религии — обряды, культы. Культ — это
совокупность специальных действий и ритуалов, обусловлен-
ных верой и регламентированных вероучением. По мнению
русского философа Павла Александровича Флоренского
(1882-1937), древние культы потрясали и тем самым открыва-
ли возможность постижения тайн. Н.А. Бердяев считал, что
культура в первоначальный период своего развития была свя-
зана с культом.
Глава XV. Религия как феномен культуры 241
9 Культурология
B.C. Соловьев писал: какова бы ни была наша уверенность в ис-
тине нашей религии, она не дает нам права закрывать глаза на
тот факт, что религий существует множество и что каждая
приписывает себе исключительную истинность. Обычно аргу-
менты в пользу своей религии касаются нравственности. Сто-
ронники той или иной веры объявляют, что их вера более
этична. Но B.C. Соловьев обращает также внимание и на кра-
соту культа. Он пишет: если бы красота греческого богослуже-
ния в Софийском соборе не произвела такого сильного впечат-
ления на послов киевского князя Владимира, то, вероятно, Рос-
сия не была бы теперь православною. (Соловьев B.C. Собр. Соч.
в двух томах. Т. 1, М., 1988, с. 102).
Какие же функции выполняет в обществе религия? Прежде все-
го, она несет людям ценностный, ориентирующий смысл, т.е.
отвечает на вопросы: «Зачем? Во имя чего? В чем смысл?» Но
религия не ограничивается этой функцией. Она щкже объеди-
|
|
няет людей, выполняя интегрирующую функцию. Благодаря
религии общество сплачивается. Религия — своеобразная
(духовная) скрепа общества, поскольку создает коллективные
представления внутри общества, предлагая людям определен-
ные ориентиры поведения. Таким образом, она выполняет
свою нормативную функцию.
Религия оказывает огромное воздействие на архитектуру, живо-
пись, музыку. Австрийский искусствовед Ганс Зедльмайр в ра-
боте «Утрата середины» отмечает, что на протяжении почти
полутора тысячелетий в архитектуре Западной Европы преоб-
ладал храм как обитель Бога, а с эпохи Возрождения — замок
и дворец как жилище божественного человека. В последова-
тельности архитектурно-художественных задач, сменяющих
собою безраздельно главенствующую до XVIII в. задачу (цер-
ковь, замок и дворец), Зедльмайр видит нисходящую поступь
новых религий, заменяющих для европейского человека сна-
чала христианского личного Бога, а потом одна другую.