Первый — это вера, учение, система представлений о глав-

ных богах, о происхождении мира и людей. Т.е. можно гово-

рить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, ут-

верждают укрепляют религиозную веру. Второй компонент

религии — религиозные чувства. Упоминавшийся ранее

У. Джеймс отвергал бесстрастное, чисто интеллектуальное ис-

толкование религии. Он видел в ней живое, трепетное чувство,

невыразимые и многочисленные роптания души. «Красота и бе-

зобразие, любовь и жестокость, жизнь и смерть живут рядом

друг с другом, в нерасторжимой связи, и мало-помалу взамен

прежнего человеколюбимого Божества, склонного к людям, в нас

складывается понятие о грозной силе, которая никого не любит

и ненавидит, но бессмысленно ведет все к общей погибели»

{Джеймс У. Воля к вере. М., 1997, с. 34). Считая такое мировоз-

зрение кошмарнымлгДжеймс тем не менее полагал, что религия

всегда преисполнена различными чувствами. В трудах по пси-

хологии и философии религии нередко встречаются попытки

точно определить сущность религиозного чувства. Однако ре-

лигиозных чувств множество. Есть религиозная любовь, рели-

гиозное чувство возвышенного, религиозная радость, религиоз-

ное спокойствие, религиозный фанатизм.

Третий компонент религииобряды, культы. Культ — это

совокупность специальных действий и ритуалов, обусловлен-

ных верой и регламентированных вероучением. По мнению

русского философа Павла Александровича Флоренского

(1882-1937), древние культы потрясали и тем самым открыва-

ли возможность постижения тайн. Н.А. Бердяев считал, что

культура в первоначальный период своего развития была свя-

зана с культом.

Глава XV. Религия как феномен культуры 241

9 Культурология

B.C. Соловьев писал: какова бы ни была наша уверенность в ис-

тине нашей религии, она не дает нам права закрывать глаза на

тот факт, что религий существует множество и что каждая

приписывает себе исключительную истинность. Обычно аргу-

менты в пользу своей религии касаются нравственности. Сто-

ронники той или иной веры объявляют, что их вера более

этична. Но B.C. Соловьев обращает также внимание и на кра-

соту культа. Он пишет: если бы красота греческого богослуже-

ния в Софийском соборе не произвела такого сильного впечат-

ления на послов киевского князя Владимира, то, вероятно, Рос-

сия не была бы теперь православною. (Соловьев B.C. Собр. Соч.

в двух томах. Т. 1, М., 1988, с. 102).

Какие же функции выполняет в обществе религия? Прежде все-

го, она несет людям ценностный, ориентирующий смысл, т.е.

отвечает на вопросы: «Зачем? Во имя чего? В чем смысл?» Но

религия не ограничивается этой функцией. Она щкже объеди-

няет людей, выполняя интегрирующую функцию. Благодаря

религии общество сплачивается. Религия — своеобразная

(духовная) скрепа общества, поскольку создает коллективные

представления внутри общества, предлагая людям определен-

ные ориентиры поведения. Таким образом, она выполняет

свою нормативную функцию.

Религия оказывает огромное воздействие на архитектуру, живо-

пись, музыку. Австрийский искусствовед Ганс Зедльмайр в ра-

боте «Утрата середины» отмечает, что на протяжении почти

полутора тысячелетий в архитектуре Западной Европы преоб-

ладал храм как обитель Бога, а с эпохи Возрождения — замок

и дворец как жилище божественного человека. В последова-

тельности архитектурно-художественных задач, сменяющих

собою безраздельно главенствующую до XVIII в. задачу (цер-

ковь, замок и дворец), Зедльмайр видит нисходящую поступь

новых религий, заменяющих для европейского человека сна-

чала христианского личного Бога, а потом одна другую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: