ной воле. Наконец, католики и протестанты полагают, что на-
значение христианства — служить человеку.
Можно провести культурологическое различение между тради-
ционным средневековым христианством и современным его
вариантом. Средневековое христианство было основано на
традиции, базирующейся на религиозных догматах. Как и лю-
бая традиция, эти догматы уходили корнями в прошлое. Инди-
вид принимал их без критической оценки, поскольку они име-
ли надличностный, абсолютный характер.
Современная информационная цивилизация, истоки которой
восходят к культуре Возрождения, имеет радикально иные
черты. В традиционном обществе неукоснительной ценнос-
тью был культ и авторитет обычая, а в современной культу-
ре в ранг ценности возводится все новое, оригинальное, от-
торгнутое от традиции. В традиционном обществе индивид
был членом сословия или корпорации, к которой он при-
надлежал, в современной культуре утверждается автономия
личности.
250 Глава XVI. Кризис религии или религиозное возрождение?
Попробуем рассмотреть различие традиционной и современной
культур на примере исследовательской деятельности Э. Фром-
ма. Он пишет: «Развитие религии и философии после средневе-
ковья носит слишком сложный характер... Оно характеризует-
ся борьбой двух принципов: христианской, духовной традиции
в теологической и философских формах и языческой традиции
идолопоклонства и бесчеловечности, которая принимала мно-
жество различных форм в процессе развития того, что можно
было бы назвать «религией индустриализма и кибернетичес-
кой эры» (Фромм Э. Иметь или быть?М., 1986, с. 167).
Фромм отмечает, что основой индустриальной религии стал но-
вый социальный характер. Суть его составляет страх и под-
чинение могущественной мужской власти, культивирование
чувства вины за непослушание, разрыв уз человеческой соли-
дарности из-за преобладания своекорыстия и взаимного анта-
гонизма. В индустриальной религии священны труд, собствен-
ность, прибыль, власть, даже если эта религия и способствует
развитию индивидуализма и свободы в рамках своих основ-
ных принципов. Превращение христианства в строго патриар-
хальную религию позволило выразить индустриальную рели-
гию в терминах христианства (там же, с. 169).
В культуре Возрождения секуляризация выявилась вначале в оп-
ределенных нововведениях в самой сфере религии. (Эти явле-
ния проанализированы в работах отечественных культуроло-
гов Л.М. Баткина и А.Ф. Лосева). Л.М. Баткин отмечал, что чем
в большей степени возрожденческое сознание стремилось
к равновесию человека и Бога, тем все более оно становилось
богоборческим, поскольку строилось все же вокруг божествен-
ного человека. Поэтому человекобог преобладает в этой куль-
туре над Богочеловеком. Бог приближался к человеку в образе
очеловечившегося Спасителя. Храм, уподобляясь небесному
своду, озарялся светом, украшался золотом и драгоценными
камнями, наполнялся звучанием органа. Христос чаще изобра-
жался как земной человек, что подчеркивают на иконах льну-
щие к нему Богоматерь и святые. В культуре Возрождения не
только человек поднимается до вершин Бога, но и Бог опускает-
ся до уровня человека.
Оценивая эти же явления, А.Ф. Лосев отмечает, что все предме-
ты религиозного почитания становятся в эту эпоху доступны-
ми и психологически близкими человеку. Таким образом, ис-
токи секуляризации в культуре Возрождения надо связывать
ГлаваXVI. Кризис религии или религиозное возрождение? 251
не с критикой религии, а с ее переосмыслением, с перестанов-
кой в ней определенных акцентов, ведущих к далеким послед-
ствиям. Не случайно в эпоху Реформации, о чем уже говори-
лось, появился протестантизм. Что же касается обмирщения
христианства, т.е. приспособления его к жизненным потреб-
ностям, то это явление хорошо раскрыто М. Вебером. Он пока-
зал, как потребности хозяйственной жизни вносят изменения
в толкование священных заповедей, обходя из посредством
изощренной логики или просто устраняя их духовной практи-
ки. Так, католическая церковь полностью исключила столь
важное решение, как запрещение взимать проценты. Кроме
того, религиозная этика просто перенимает общие добродете-
ли мирской жизни (Бебер М. Социология религии (Типы рели-
гиозных обществ) // Работы М. Бебера по социологии рели-
гии и культуры. Вып. 2,М., 1991, с. 232-233).
Радикально переосмыслив присущее традиционному христи-
анству отношение к труду и богатству, выработав позицию
активного мирского аскетизма, протестантизм внес сущест-
венный вклад в процесс секуляризации, поскольку перенес
акцент с мира запредельного на мир земной, превратил в за-
конные формы внешней активности. Протестантизм отрица-
ет значение церкви. Вера для протестанта оказывается его
частным делом. Так рождается религиозный индивидуализм,
предполагающий отказ от любого авторитета, который выше
самой индивидуальности.
В Новое время процесс секуляризации углубляется. Этому спо-
собствует развитие естествознания и возникновение на этой
основе представления о природе как о целом, упорядоченном
естественным образом. Это противоречило религиозной кар-
тине мира. Одновременно наука порождает в человеке веру
в неограниченные возможности разума.