В статьях немецкого философа М. Хайдеггера ставится широкий
круг проблем, имеющих непосредственное отношение к культу-
рологическому содержанию техники, — возникновение и спе-
циализация наук, связь науки и техники, — планетарное распро-
странение научной технологии, ее будущее. Техника, по Хай-
Деггеру, есть способ самореализации человечества.
Современные западные культурологи, обращаясь к наследию Хай-
деггера, усматривают в нем предтечу различных умонастроений.
С одной стороны, такие исследователи, как А. Димер, X. Сколимов-
ски, видят в творчестве немецкого философа мощную культур-
пессимистическую струю. Ведь именно Хайдеггер показал, что
техника не просто конструирует «технический мир», в котором
она победоносна и универсальна. Нет, она подчиняет своему
диктату едва ли не все пространство бытия. Присущая ей логика
проникает в социальное и человеческое измерение истории.
Ее инструментальный разум поражает все сознание эпохи.
Таким образом, Хайдеггер резко порвал с традицией европейской
философии техники, которая акцентировала свое внимание на
непосредственных, очевидных достояниях прогресса. Он пока-
зал, что последствия вторжения техники в социальную жизнь
многообразны и в отдаленной перспективе даже трудно предска-
зуемы. Технологическая предопределенность едва ли не фаталь-
на для человека в том смысле, что содержит в себе некую непре-
рекаемую заданность мышления, поведения, сознания.
Вместе с тем в широком мировоззренческом подходе к технике
у Хайдеггера обнаруживается и другая, позитивная тенден-
ция. Техника оказывается не просто средством достижения
конкретной цели, инструментом решения прагматических за-
даний. Она предстает универсальной ценностью вселенского
масштаба. По своему статусу техника может быть сопоставле-
на разве что с тем, какую роль играет в европейской культу-
ре истина. Сферу открытости Хайдеггер оценивает как грече-
скую «алетейю», т.е. истину, этимологически трактуя ее