Как «несокрытость»

ГлаваXX. Техника и судьбы культуры 321

Техника у Хайдеггера — важнейший способ обнаружения

глубинных свойств бытия. Она позволяет выявить1 то, что

сокрыто в нем, должно быть угадано, представлено в подлин-

ном, неискаженном лике. Через сущность техники человек

говорит с бытием, слышит его зов. Но импульс может быть

угадан неверно, ибо техника провоцирует человека на лож-

ное самораскрытие. Работы немецкого философа направле-

ны на то, чтобы раскрыть истинную сущность техники и ее

предназначение.

По мнению Хайдеггера, бытие невозможно без человеческого су-

ществования. Человек преображает вещи, переводя их из со-

стояния «наличности» в состояние «сподручности». Последнее

можно рассматривать как истинный способ бытия вещей. Тех-

ника вырастает из природного материала, но входит в экзис-

тенциальную структуру бытия человека, который обладает

способностью объективировать свои замыслы. Таким образом

человек обнаруживает истину.

«Главная опасность, по Хайдеггеру, — отмечает Г.М. Тавризян,—

не в технике, не в «технизации жизни»: нет никакой демонии

техники, но есть опасность непонимания ее сущности. Важней-

шая задача сейчас, полагает Хайдеггер, это найти технике

«внетехническое обоснование», определить ее истинную пер-

спективу в истории человеческой культуры, поскольку сущест-

вующие «техницистские» концепции Хайдеггер рассматривает

как слепую дань сегодняшнему высокому уровню развития

техники и фетишистского отношения к ней» (Тавризян Г.М.

Буржуазная философия техники и социальные теории // Во-

просы философии, 1978, № 6, с. 148).

Хайдеггер отмечает, что слово techne означало не только де-

ятельность ремесленника, умение, мастерство, но и искус-

ство вообще. Стало быть, существенное в технике — не де-

лание, не манипулирование, а обнаружение. Техника, по

мнению Хайдеггера, уходит корнями вглубь, в сферу исти-

ны. Эти идейно-ценностные установки немецкий философ

аргументированно развивает в небольшом докладе «Пово-

рот». Он был сделан Хайдеггером в 1949 г. и впервые опуб-

ликован в 1962 г. Немецкий философ отвергает представ-

ление о том, что техника есть средство в руках человека.

Напротив, именно человек «выдан» технике, как она сло-

жилась на Западе. И в этом истоки опасности, которая под-

стерегает человека.

322 Глава XX. Техника и судьбы культуры

Техника покоится на деятельности рассудка

В начале XXI в. мы острее осознаем, что живем в период, кото-

рый еще сто лет назад сравнивали с закатом античного мира,

а затем все глубже стали ощущать его громадное значение

как для Европы и западной культуры, так и для всего мира.

Это век техники со всеми ее последствиями, которые, по-ви-

димому, не оставят ничего из того, что на протяжении тыся-

челетий человек обрел в области символики, труда, жизни,

мышления.

Немецкий философ К. Ясперс определил технику как совокуп-

ность действий знающего человека, направленных на господ-

ство его над природой. Цель ее — придать жизни человека та-

кой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нуж-

ды и обрести нужную ему форму окружающей среды. Как

природа меняет свой облик под воздействием техники, так

и обратное действие на человека оказывает его техничес-

кая деятельность, т.е. характер его труда, организация труда

и его воздействие на среду меняет его самого — все это со-

ставляет основной фактор исторического развития.

С помощью современной техники, считает Ясперс, связь челове-

ка с природой проявляется по-новому. Вместе с необычайно

усилившимся господством человека над природой возникает

угроза того, что природа, в свою очередь, в неведомой ранее

степени подчинит себе человека. Под влиянием действующе-

го в технических условиях человека природа становится его

маленьким тираном. Появляется реальная опасность того, что

человек задохнется в своей «второй природе», которую он со-

здает с помощью все новых и новых средств.

Техника радикально изменила повседневную жизнь человека

в окружающей его среде, насильственно переместила трудо-

вой процесс и общество в иную сферу, где массовое производ-

ство превратило его существование в действие некоего техни-

ческого механизма, а всю планету — в единую фабрику. Тем

самым происходит отрыв человека от его природных основ.

По мнению Ясперса, эпоха преобразований имеет прежде все-

го разрушительный характер. Техника стала сегодня едва ли

главной проблемой для понимания нашего времени. Внед-

рение современной техники во все жизненные сферы и послед-

ствия этого для всех сторон существования человека не мо-

гут быть переоценены. Не понимая этого и используя в мы-

ГлаваХХ. Техника и судьбы культуры 323

шлении привычные исторические штампы, люди неправо-

мерно связывают в своем последовательном развитии про-

шлое с настоящим.

Рассматривая технику с точки зрения ее сущности, Ясперс уточ-

няет, что техника как средство человеческого существования

возникает тогда, когда для достижения главной цели вводятся

промежуточные цели. Непосредственная деятельность, подоб-

но дыханию, движению, принятию пищи, еще не называется

техникой. Например, о технике дыхания говорят лишь в том

случае, если процессы дыхания совершаются неверно и для их

нормализации становится необходимым совершать преднаме-

ренные действия.

Техника, по Ясперсу, связана с господством рассудка и возраста-

нием власти. Техника покоится на деятельности рассудка, на

исчислении в сочетании с предвидением возможностей и с до-

гадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои

данные в количество и отношения. Она является частью обще-

го умения рационализации как таковой.

Разъясняя свое определение техники как власти, Ясперс подчер-

кивает, что техника — это умение, методы которого являются

внешними по отношению к власти; умение же есть способ-

ность делать и обладать, а не созидать и предоставлять воз-

можность расти. Применяя силу природы против силы приро-

ды, техника господствует над природой посредством самой

природы. Это господство основано на знании. Не случайно го-

ворят: знание — это власть.

Власть над природой обретает смысл лишь при наличии целей,

поставленных человеком, таких как облегчение жизни, со-

кращение каждодневных усилий, затрачиваемых на создание

условия физического существования, увеличение досуга

и удобств. Смысл техники состоит в освобождении чело-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: