Билет 7. 1. Воспитание и образование в период раннего Средневековья

1. Воспитание и образование в период раннего Средневековья

Средние века - это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий - с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности. Содержание и специфика организации образования и воспитания в этот период определялись господствующим значением христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества. В Средневековье религия формировала определенную непротиворечивую картину мира и знание о человеке, регулировала поведение и образ жизни, формулировала этические императивы.

В рамках эпохи Средних веков в исторической науке обычно выделяют три периода: V-X вв. - раннее Средневековье; XI-XII вв. - развитое, или Высокое, Средневековье; XIV-XVI вв. - позднее Средневековье, или эпоха Возрождения. Деятели Средних веков отрицали античную культуру как греховную языческую, отвергая при этом и античный идеал всесторонне развитой личности. Развитие средневекового образования связано с развитием церковной культуры, поскольку знания были необходимы для преподавания церковной догматики, усвоение которой требовалось людям, желавшим принять крещение, и служителям церкви в борьбе с еретиками и язычниками. Со временем образование и воспитание монополизировались церковью, сформировавшей новый тип школы - христианский, где языком преподавания стал латинский язык. Педагогические идеи Средневековья рассматривали мир как "школу Христа", в которой смыслом жизни каждого человека является познание Бога.

В самом начале эпохи Средних веков появляются школы для обучения тех, кто желал стать членом христианской общины и познать основы религии. Школы катехуменов (оглашаемых) своей главной целью считали изучение псалмов и основ христианской морали. Со временем в содержание образования в этих школах было включено чтение катехизиса, и школы стали называться катехизическими. Постепенно эти учебные заведения трансформировались в школы более высокого типа, дававшие как общеобразовательную подготовку детям из любых сословий, так и служившие для обучения священников. Позднее на базе этих учебных заведений образовались кафедральные, или соборные, школы.

В начале VII в. в Ирландии и Британии открываются первые монастырские (церковные) школы, организация обучения и содержание образования в которых формируются благодаря идеям христианского философа поздней Античности Августина Аврелия Блаженного (354-430). По Августину, в основе содержания образования лежит знание, заключенное в Библии. При определении образовательного минимума христианина Августин ставил "словесные" науки и историю на первое место как особенно важные для понимания Священного Писания, затем шли математика и естественные дисциплины. В частности, христианский философ настаивал на том, чтобы в программу обучения были включены не только теологические, но и светские знания, необходимые христианскому полемисту и проповеднику, - языки, история, диалектика, риторика, основы математики. В процессе обучения Августин придавал особое значение вере и авторитету учителя. В VI-VIII вв. количество школ на территории Западной Европы было невелико, и сосредоточены они были в монастырях, где имелись возможности для переписки религиозной литературы и сохранившихся сочинений античных авторов, создавались библиотеки.

Уже в VII в. церковные школы подразделяются на закрытые - внутренние - для подготовки к монашескому постригу и открытые - внешние - для обучения детей прихожан, иначе их называли епископскими, или кафедральными, так как они учреждались при кафедре городского собора. Вплоть до XII в. внутренние монастырские школы имели большие распространение и значимость, чем кафедральные. Огромное значение во всех церковных школах уделялось воспитанию нравственности, постам, отказам от благ и т. п.; умственное развитие и образование не было приоритетным в эпоху Средневековья. В церковных школах существовали разные уровни обучения: элементарный (чтение, письмо, счет, пение); средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика); повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки). В результате распространения монашества по всей Европе средоточием образования и воспитания долгое время оставались монастырские школы.

Во время правления Карла Великого (768-814) была предпринята попытка создания образовательных учреждений для обучения светского населения. Открывались школы при монастырях и церковных приходах, в них учили чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счету. Однако во второй половине IX в. светские тенденции в культуре постепенно угасали, образовательная деятельность вновь сосредоточилась в монастырях, многие школы были закрыты.

2. Развитие и возрастные особенности дыхательной системы

В первые дни жизни дыхание затруднено, так как носовые отверстия узки, а нежная слизистая оболочка носа, богатая кровеносными и лимфатическими сосудами, набухает. Придаточные полости носа у новорожденных еще не развиты и начинают появляться в первые годы жизни. Гайморова полость у новорожденных почти отсутствует, начинает увеличиваться только с двух лет и достигает полного развития в период смены зубов. Слезно-носовой канал новорожденных короткий, в носоглотке много лимфатических сосудов. Миндалины развиваются в первые годы жизни, заметно увеличиваются к 4-5 годам и окончательно сформировываются к 18 годам. У детей 2-3 лет глоточная миндалина часто увеличивается настолько, что закрывает носоглоточные отверстия. Это препятствует нормальному дыханию и вынуждает ребенка дышать ртом.

Трахея расположена у детей выше, чем у взрослых. Длина трахеи с возрастом увеличивается параллельно росту тела. Слизистая оболочка трахеи и бронхов нежная, богата кровеносными и лимфатическими сосудами, поэтому пыль и микробы проникают в нее по сравнению со взрослыми легче, мышечная ткань и эластические волокна слабо развиты. Хрящи мягки, Бронхи растут особенно быстро на первом году жизни. Левый бронх отстает в росте от правого, длина и поперечное сечение которого во всех возрастах больше.

С возрастом вес и размеры легких увеличиваются.Рост легких с возрастом происходит главным образомза счет увеличения количестваи объема альвеол. Количество альвеол у новорожденного в 3 разаменьше, чем у взрослого. Чем младше ребенок, тем сравнительно крупнее капилляры в легких и тем больше развита в них капиллярная сеть. У детей большое крово- и лимфообращение в легких: количество крови, протекающей через легкие в единицу времени, у детей по сравнению со взрослыми относительно велико, У детей повышен газообмен между кровью и альвеолярным воздухом. Это обеспечивает имболее интенсивный обмен веществ, необходимый растущему организму.Плевра приобретает такое же строение, как у взрослых, к 7 годам. Диафрагма расположена у детей выше, чем у взрослых. С возрастом она опускается. В раннем детстве грудная клетка обладает эластичностью и податливостью.

Тип дыхания новорожденных мальчиков и девочек брюшной (диа-фрагмальный). Когда ребенок начинает ходить и его тело изгоризонтального принимает вертикальное положение, тип дыхания становится смешанным, грудобрюшньм. С 3-7 лет все более отчетливо выступаетгрудной тип дыхания, а с 8 - 10 лет начинают проявляться половые различия: у мальчиков преобладает брюшной тип дыхания,а у девочек - грудной.

В первые месяцы жизни дыхание нерегулярное,ритм его неравномерный. Постепенно в раннем детстве и в младшем школьном возрасте дыхание становится регулярными равномерным.Частота дыхания в покое с возрастом постепенно уменьшается.Дыхательный центр детей легко возбуждается, дыхание значительно учащаетсяпри психических воздействиях, небольших физическихупражнениях, незначительном повышении температуры тела ивнешней среды.

Вентиляция легкиху детей на 1 кг веса значительно больше и обусловливает больший газообмен, который соответствует интенсивному обмену веществ, обеспечивающемурост и развитие детей.

Жизненная емкость легких увеличивается пропорционально росту тела. На каждые 5 см роста она увеличивается в среднем на 400 см 3. Особенности строения гортани и голосового аппарата детей.

Гортань быстро растет в первый год жизни, иособенно интенсивно она увеличивается в 10-14 лет. Половые различиягортани отчетливо выступают с 10 лет. Ее рост заканчиваетсяв 20-30 лет. По сравнению с длиной тела гортань детей относительно длиннее и уже, чем у взрослых, и расположена выше, что позволяет ребенку одновременно дышать и глотать. С 5-лет начинают быстро развиваться голосовые связки и самостоятельные голосовые мышцы. С 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее,чем у девочек. Удлинение голосовыхсвязок с возрастом, особенно у подростков мужского пола в период созревания, сопровождается переходом голоса на более низкий регистр. Перелом голоса (мутация) наступаетс 11 - 12 лет до 18 - 19 лет, у девочек на полгода - 1 год раньше, чем у мальчиков. Длительность этого периода составляет от одного или несколькихмесяцев до 2 - 3 лет, в среднем 1.5 - 2года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: