XIX в. можно охарактеризовать следующим образом:
- «машинный век», поскольку именно тогда началось производство машин с помощью самих машин. От механической прялки «Дженни» человечество шагнуло к первому современному станку из металла, а от него – к автоматическому ткацкому станку Жаккара;
- «эпоха стали», поскольку именно тогда уровень производства стали становится показателем экономической мощи страны. Железо и сталь вытесняют дерево. Если XVII-XVIH вв. были эпохой ветряных мельниц, то с конца XVIII в. начинается эпоха пара. В 1784 г. Дж. Уатт изобрел паровой двигатель. А уже в 1803 г. появляется первый автомобиль с паровым двигателем;
- «век железных дорог»: от 50 км железнодорожного пути, проложенного между Манчестером и Ливерпулем в 1829 г., стальные рельсы в 1912 г. протянулись на 1 080 000 км;
- «век электричества»: началом послужило открытие В. В. Петровым явления электрической дуги; С. Морзе изобрел электрический телеграф, а А. Бэлл – телефон; появляются радиоприемники А. С. Попова и Г. Маркони; кинематограф братьев Люмьер. Важным новшеством стало электрическое освещение городов, конка уступала место трамваю. В 1863 г. появилась первая подземная железная дорога «Метрополитен», а к концу века метро функционировало уже в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште и других городах. Жизнь человека радикально изменилась. Вступление Европы в это столетие ознаменовано величайшим культурным поворотом, сопоставимым по значимости с переходом человечества от древности – к Средневековью и от Средневековья – к Новому времени.
|
|
Для культуры Нового времени характерны:
- рационализм;
- оптимизм;
- вера в безграничный прогресс;
- добрую природу человека.
Начавшийся в последней трети XVIII столетия в Англии промышленный переворот стал в XIX в. главным содержанием экономического развития западных стран. В результате промышленной революции произошло образование индустриального общества, где труд становится идеалом, а впоследствии и идолом. На трон взошла «ее величество Машина», по образу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь.
Основные особенности индустриальной цивилизации XIX в. состоят в следующем:
- фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда.
- уровень благосостояния и качества жизни существенно возрос. В быт людей повсеместно входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, новые транспортные средства (паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро) позволяют быстрее преодолевать расстояния.
- формируется средний класс – служащие государственных учреждений и частных компаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия. Именно средний класс, в конечном счете, придает устойчивость обществу.
|
|
- складывается новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации становится технический прогресс и наука, которые смогли обеспечить человечеству благосостояние. В общественном сознании доминируют: польза, достаток, комфорт. В сознании общества пpoгреcc культуры начинает неправомерно отождествляться с экономическим прогрессом. Поскольку прогресс воспринимался как определяющая черта цивилизации, то это ведет к противопоставлению западной цивилизации как «развитой» и цивилизаций других стран как «отсталых».