В последней четверти 1V в. до н.э. греческий мир вступает в эпоху «эллинизма», которая отличается от классической рядом признаков. В социально-политическом плане эта эпоха характеризуется сменой полисов с их республиканским устройством крупными державами с монархическим строем. В этическом плане — это эпоха взаимодействия эллинской и восточной цивилизаций. В литературе и искусстве на смену «классике» приходит так называемый «маньеризм» с его культом индивидуальности. Эллинистическая культура прошла три периода в своем развитии. В ранний ее период (III—I вв. до н.э.) возникло манерное, безыдейное искусство. В последующий период (I—II вв. н.э.) происходила реставрация литературы классической Аттики. Наконец, в период Александрийского эллинизма (I-IV вв. н.э.) в границах Римской империи сформировалась духовная культура христианства, в основе которой были две традиции древнего мира — греко-римская и древнееврейская. Эллинизм существовал около восьмисот лет, пережил крушение республиканской Греции и республиканского Рима.
|
|
Под влиянием новых социально-исторических условий в эпоху эллинизма формировались мировоззренческие системы стоицизма, эпикурейского просветительства, неоплатонизма, учение скептиков, возникает стремление к субъективизму и психологизму.
Школа стоиков получила свое название от «живописной Стои» — афинского портика, где она помещалась, и является одним из главнейших течений эллинистической и древнеримской философии. Ее теоретики стремились обосновать внутреннюю независимость человеческой личности в условиях могучего эллинского государства и Римской империи, вырабатывали эстетику бесстрастного и непоколебимого субъекта, утверждающую изменчивость чувственных восприятий и необходимость идеальных понятий. Эпикурейское просветительство утверждало ценность материального мира, внутренний покой и наслаждение.
Неоплатонизм, которому была суждена дальнейшая многовековая жизнь, выдвигал личностную трактовку идеи творца. Материальная действительность и мышление превращались здесь в космическую деятельность личностного духа. Как отмечает А.Ф. Лосев, «неоплатонизм превратил платоновский мир идей в особое надкосмическое сознание, которое является тождеством мыслящего и мыслимого».
Учение скептиков, не отрицая чувственного и мыслимого бытия, утверждало невозможность разумных суждений о нем.
В этих условиях развивается филологическая критика, которая стремится к обособлению от философии; особое значение приобретает формальный анализ художественных произведений, получает дальнейшее развитие риторика. Александрийские филологи занимались исторической крити- кой, детальным изучением языка писателя и эстетической оценкой анализируемых произведений.
|
|
Широкую известность в исследовании литературы получил Аристофан Византийский (257—180 гг. до н.э.), осуществивший критические издания Гомера, Гесиода, греческих лириков. Его метод изучения художественных текстов сводился к нахождению логических противоречий, повторений, противоречивых характеристик и описаний. Отыскивая в рукописях «нелепости», «низменности», «наивности» и «неуместности», Аристофан Византийский стремился к их устранению или замене. К эстетическим оценкам древних авторов он прибегает в написанных им предисловиях к трагедиям, являясь, по существу, основоположником этого критического жанра. Его предисловия были историко-литературными миниатюрами с четко определенной схемой: а) содержание; б) действующие лица, место действия, состав хора; в) основная мысль трагедии; г) эстетическая оценка; д) сведения о первой постановке; е) древние обработки той же темы; ж) место пьесы среди других сочинений трагика. Аристофаном Византийским были созданы и первые программы по литературе («список классиков»), подробно исследованы архаическая и современная лексика, диалекты, этимология.
Ученик Аристофана Аристарх Самофракийский (215— 145 гг. до н.э.) был представителем качественно нового и наивысшего этапа в развитии александрийской филологии, когда на смену эстетическому анализу текстов приходит анализ научный. Исследуя гомеровский эпос, он оценивал его в историческом плане, отмечал у автора недостаток астрономических знаний, знаний в области медицины. Однако Аристарх восхищался поэтическим мастерством Гомера и был более осторожен, чем его учитель, в выявлении различных «нелепостей» и «неуместностей» в его эпосе.
Аристарх Самофракийский выдвинул положение о праве поэта свободно интерпретировать используемый материал, в том числе мифологический. Аристарх первым в античной литературной теории понял и изложил принцип независимого поведения литературного героя от авторской логики. Особенности характера героя, в его представлении, могут оказать влияние на построение произведения. «Добросердечие» Фетиды в «Илиаде» определяет «экономичное» построение поэмы, придает ей композиционную целостность.
В риторике и литературной критике Александрии возникают два течения: аттикизм, утверждавший необходимость простоты и лаконичности речи, и азианизм, представителям которого было свойственно украшательство всевозможными тропами и фигурами.